Закрыть

Сказка или быль:

как создают книги с дополненной реальностью

Технология дополненной реальности даёт возможность совместить обычные книги с гаджетами. Такие издания помогают получать информацию через игру и делают чтение, которое кажется невыносимо скучным многим детям, интерактивным и интересным. Мы поговорили с издателями книг с дополненной реальностью, узнали об особенностях их создания и перспективах этого направления.

Как это работает

Книги с дополненной реальностью или AR-книги (Augmented Reality) — это обычные бумажные книги, которые можно «оживить» с помощью приложений, специально созданных под каждое издание или серию книг. После их установки нужно навести камеру смартфона или планшета на страницу и смотреть, что появится на экране. А появиться может как очень простой контент (звуки или картинки для скачивания), так и посложнее (например, сцены с 3D-моделями всех героев или даже интерактивная игра). Наполнение таких книг зависит от фантазии и бюджета издательства.

Как выпустить AR-книгу

Про основные этапы создания рассказала Анна Белова, генеральный директор и соучредитель издательства DEVAR (одно из направлений его работы — разработка книг с дополненной реальностью):

1
Как и любая книга, наша начинается с идеи: сначала сценаристы придумывают темы, которые будут интересны детям. Затем мы более детально прорабатываем сюжет, героев и разные технологические моменты. Если это лицензионная продукция, то в историях будут любимые многими детьми персонажи, например, Пинки Пай из My Little Pony, Маша из «Маши и Медведя» или Нолик из «Фиксиков».
2
Затем сюжеты визуализируют иллюстраторы, 3D-дизайнеры, аниматоры и программисты. Мы используем 18 технологий для создания AR-книги. Например, Voice Control для управления персонажами с помощью голоса. Или AR-spy, которая позволяет персонажу отслеживать перемещение камеры и двигаться вслед за ней.
3
Наша цель — создавать не просто интересные, но и полезные книги. Поэтому после создания основной визуальной части мы большое внимание уделяем не только развлекательным моментам (анимации, интерактивным играм), но и развивающему контенту: это могут быть дополнительные рассказы о животных, интересные факты, задачи на развитие моторики и так далее. Например, в нашей энциклопедии «Космос» есть как визуальная текстовая информация (она появляется на экране в виде текста, карты и анимации раскладывания планеты до ядра), так и аудиальная информация — можно нажатием на иконку вызвать робота-помощника, который расскажет о космическом теле. При этом на экране отобразится и бегущая строка с тем же текстом.
4
Перед выпуском продукции мы приглашаем «первоиспытателей» — нашу целевую аудиторию, детей разных возрастов. Они пробуют играть с новыми книгами, высказывают свои пожелания и замечания. Все пожелания учитываются при подготовке книги и анимации.
5
Финальный этап: отправляем в печать весь тираж и выпускаем раздел для книги в нашем приложении. Печать книги с дополненной реальностью не отличается от процесса печати обычной книги. На этапе подготовки макета издания создаются «правильные» иллюстрации с точки зрения AR-технологий, иными словами — маркеры для дополненной реальности.

Сколько стоит создание AR-книги


В зависимости от сложности контента и его особенностей формируется цена на книгу с дополненной реальностью, — рассказала Елена Пуговишникова, бренд-менеджер издательства АСТ. — На цену влияет качество анимации и сложность AR-технологий, среди которых может быть видео- и аудиоматериалы, 3D-модели. Эти факторы определяют сложность программирования приложения — это и есть самое затратное для книг с дополненной реальностью.
Генеральный директор DEVAR Анна Белова называет конкретные цифры: разработка одной AR-книги без печати стоит от нескольких миллионов рублей. Стоимость печати зависит от тиража и формата: от 20 до 100 рублей за единицу.

Что не так с AR-книгами в России

У AR-книг огромный потенциал, ведь они могут дополнить то, в чём ограничена книга. Можно услышать звуки, о которых читаешь в сказке, посмотреть на движение планет в объёмной модели Солнечной системы, увидеть, как оживают герои истории. И что-то из этого уже есть, например, планетарная модель в книге «Вселенная и космос» от АСТ или бегающий велоцираптор в «Энциклопедии динозавров» от DEVAR. Но всё же пока книжная дополненная реальность в России далека от совершенства: анимация в большинстве изданий не идеальна и её мало, на сотню страниц AR-контент часто встречается меньше десятка раз.

Причины понятны: даже разработка простеньких 3D-моделей стоит в несколько раз больше создания обычной книги. Вот и получается, что издательства при небольшом бюджете вынуждены выпускать книги с однообразными играми и изображениями, которые могут надоесть уже после первого просмотра.

«У таких книг в том виде, в каком они сегодня существуют, на мой взгляд, будущего нет, потому что интерактив лучше всё-таки обеспечивают сами гаджеты и приложения. А детская книга, наверное, останется тем же, чем всегда была — вкусно пахнущими страницами в красивом переплёте с красочными иллюстрациями, которые можно рассматривать бесконечно, и знакомыми всем с детства любимыми текстами сказок, стихов, повестей и рассказов», — Елена Саломатина, начальник отдела детской и подростковой познавательной литературы ЭКСМО.

Тем не менее даже от существующих AR-книг ребёнок может быть в восторге — настолько необычным ему может показаться сама возможность «оживить» героев прямо на страницах. Поэтому можно попробовать использовать издания с дополненной реальностью как способ заинтересовать ребёнка книгой и чтением в целом.

Текст: Юлия Антипова
Видео на обложке: YouTube-канал DisneyResearchHub
Фото: предоставлены издательствами + тест редакции Media Kid

Тестируем книги
с дополненной реальностью:

детские издания, доступные на русском языке Читать дальше