Закрыть

Новости

Герда-бот: новый сервис родительского контроля анализирует опасный контент и уведомляет родителей

21.02.2018

 

На прошлой неделе в тестовом режиме запустился сервис «Герда». Это бот, который анализирует группы с опасным контентом в соцсети «ВКонтакте» и сообщает родителям, если ребёнок стал участником одной из них. Мы поговорили с Марком Евлампиевым, одним из создателей «Герды», и узнали подробности работы нового сервиса родительского контроля.

 

 

Расскажите о себе: где учились, чем занимаетесь сейчас?

Я учился в Высшей школе экономики в Перми, изучал маркетинг. Закончил бакалавриат и магистратуру. Сейчас живу и работаю в Москве.

 

Кто разработал бота «Герду»?

У нас небольшая команда единомышленников: помимо меня, есть ещё несколько разработчиков и аналитик-лингвист. Также мы регулярно советуемся с экспертами. Ещё до начала разработки проекта мы связались с несколькими детскими психологами, рассказали нашу идею, потому что нам важно было понять, точно ли мы идём в нужную сторону, не будет ли хуже, если такой сервис появится. Эксперты сказали, что идея здравая, но её нужно правильно реализовать.

Мы сами находим опасные группы через определённые алгоритмы, но также сотрудничаем с нескольким общественными организациями (например, «Правда вместе»), которые также ищут подобные страницы. У них есть списки, которыми мы тоже пользуемся.

 

А раньше вы создавали проекты детско-родительской тематики?

Нет, но мы занимались изучением социальных сетей. Например, в 2016 году я писал диссертацию об уровне счастья через нейронные сети анализировал посты Instagram-пользователей в Перми, изучал локации, фотографии, подписи, комментарии.

 

Как появилась идея сервиса? «Вдохновили» нашумевшие истории про синих китов?

В целом у нас исследовательский интерес. Хочется в этом самим разобраться, найти какие-то закономерности. Да и давно думали сделать проект, связанный с детьми, потому что тема актуальная. Но окончательно идея сложилась после событий в пермской школе, когда один из учеников устроил поножовщину, а потом выяснилось, что он был подписан на «Колумбайн» и интересовался другим опасным контентом.

 

Сколько групп и сообществ вы проанализировали, готовясь к запуску? 

Пока мы запустились в тестовом режиме, и на данный момент в нашей базе порядка тысячи групп, и мы ежедневно её обновляем.

 

Обновления происходят автоматически?

Пока это происходит в полуручном режиме. Мы сами анализируем названия, описания, контент, комментарии. Наши алгоритмы ещё не могут определять всё на 100%. Но думаю, что большая часть работы в дальнейшем будет автоматизирована.

 

В каких случаях «Герда» информирует родителей?

Сейчас всё просто состоит ли ребёнок в группе из нашей базы или нет. Мы решили начать с этого несложного алгоритма, чтобы поскорее запуститься (на разработку сейчас мы потратили три недели).

 

Но ведь чтобы получать информацию из опасных групп, ребёнку необязательно в неё вступать: он может не быть участником сообщества, но при этом периодически заходить туда и читать / смотреть контент, который там публикуется.

Безусловно. Но вот что важно. Приступив к разработке, мы изучали опыт зарубежных коллег. Американские и европейские стартапы дают родителям полный контроль: сервисы следят за переписками, действиями, перемещениями. Мы решили, что не будем идти по этому же пути и будем использовать только открытую информацию, потому что вторгаться в личную жизнь ребёнка это не самый лучший вариант. 

 

А изучали ли вы российские сервисы? Есть, например, очень похожая по функционалу на вашего бота «Родительская опека», которая появилась в октябре прошлого года. Чем «Герда» принципиально отличается от этого сервиса и от других программ родительского контроля?

«Родительскую опеку» мы нашли уже после того, как придумали свой проект, и тоже отметили, что всё очень похоже. Но они собирают намного больше информации, анализируют и комментарии, и лайки, и список друзей. Мы, как я уже сказал, пока решили сосредоточиться на группах. Но я не исключаю, что мы расширим функционал «Герды» в будущем и тоже будем анализировать больше данных и в разных соцсетях.

Ещё одно отличие у нас не надо регистрироваться. Просто оставляете свой номер телефона и всё. Кроме того, услуги нашего бота бесплатны, а «Родительская опека» доступна за 150 рублей в месяц.

 

Будет ли сервис бесплатным всегда?

Тот функционал, который есть сейчас, будет всегда бесплатным. Возможно, за более глубокий анализ и более сложные функции в дальнейшем нужно будет платить. Сейчас мы запустились в тестовом режиме, чтобы получить фидбек от родителей и узнать, нужно ли им это или нет. Исходя из их отзывов мы будем продумывать дальнейшую стратегию.

 

Сколько уже человек протестировало сервис?

Больше 2 000 человек.