Второй год подряд «Лаборатория Касперского» анализирует онлайн-активность детей за летние месяцы, чтобы выяснить, чем ребята больше всего интересовались на каникулах. Интересно, что помимо традиционного просмотра видео и общения в соцсетях, эксперты выявили повышенное внимание детей к теме приватности и анонимности в сети: в топ их поисковых запросов попали, например, такие слова, как Proxy и Tor.
YouTube
Большая часть запросов на тему видео относится как раз к YouTube. Дети искали как сам сервис (самый популярный поисковый запрос темы «Видео» — youtube), так и разнообразных блогеров. Этим летом, помимо всем известного блогера PewDiePie, многих детей интересовал англоязычный бьюти-блогер James Charles. На третьем месте по популярности располагается профессиональный игрок в «королевские битвы» (популярный жанр игр среди детей) и стример Ninja.
Новые фильмы и сериалы
В большинстве случаев дети интересовались новым фильмом про Человека-паука, который вышел на экраны в конце июня. Также их внимание было направлено на диснеевскую экранизацию Алладина и третью часть боевика про Джона Уика.
Что касается сериалов, то в России, как в общем и во всём мире, юные пользователи чаще всего искали новый сезон «Очень странных дел» от Netflix. При этом их интересовал не только сам сериал, но и информация о молодых актёрах, многие из которых являются их сверстниками.
На втором месте по популярности у детей оказался мини-сериал от HBO «Чернобыль». Любопытно, что на фоне успеха этого сериала дети стали интересоваться радиацией и всем, что с ней связано, – в их поисковых запросах появились слова «радиоактивный», «радон» и другие подобные, которые раньше не попадали даже в десятку тысяч наиболее популярных.
Онлайн-магазины
Судя по всему, летом у детей появляется больше времени на сёрфинг в интернет-магазинах. Как свидетельствует общемировая статистика «Лаборатории Касперского», в среднем в течение года на категорию «Электронная коммерция» пришлось около 9% поисковых запросов. Летом же этот показатель вырос почти до 13%, а в России почти до 20%.
Самыми популярными запросами, связанными с темой шопинга, стали Amazon, eBay и AliExpress. Из брендов одежды и обуви дети больше всего интересовались Vans, Gucci, Zara, H&M, Off-White и Balenciaga. Из техники же их привлекала продукция Apple и Samsung.
Компьютерные игры
Согласно статистике, летом произошёл небольшой спад этой активности. Но это вовсе не говорит о том, что дети стали меньше играть. Дело в том, что они всё быстрее переходят на мобильные платформы. Эта тенденция подтверждается, в частности, результатами опроса** «Лаборатории Касперского»: 57% детей в России предпочитают играть в видеоигры на смартфоне, а 29% – на планшете. При этом почти половина ребят (47%) играет каждый день по 1-2 часа, а 9% проводят за играми всё свободное время. А как показывает статистика поисковых запросов, наибольшей популярностью у детей пользуются такие игры, как Minecraft, Roblox и Fortnite.
Из громких событий игровой индустрии, заинтересовавших этим летом детей, стоит отметить появление Киану Ривза на главной игровой выставке года E3: актер вышел на сцену во время анонса одной из самых ожидаемых игр следующего года — Cyberpunk 2077, а из нового трейлера игры стало ясно, что он снялся в роли одного из NPC. Кстати, именно Ривз стал одной из самых популярных знаменитостей, которых искали дети в сети этим летом.
Соцсети
Трендом в мире социальных сетей в данный момент является формат коротких видео, и социальная сеть TikTok полностью ему соответствует. За лето она сохранила популярность и даже обогнала SnapChat по количеству тематических поисковых запросов.
Тем не менее, самым популярным запросом на тему общения в сети остается Facebook. Далее следуют Instagram и Twitter, и уже после идут TikTok, Pinterest и SnapChat.
«Дети прекрасно осведомлены о том, что происходит в мире. Многие громкие интернет-события этого лета не остались без их внимания. К примеру, 100 миллионов пользователей игры Roblox – это по большей части дети. А на заре социальной сети TikTok её основными пользователями были именно школьники, и уже позднее этот тренд подхватили взрослые, – рассказывает Анна Ларкина, эксперт «Лаборатории Касперского» по контентному анализу. – Изучая интересы своих детей, мы можем не только узнать о том, что волнует именно их, но и открыть для себя много новых вещей. Так у родителей появляется возможность обсудить с ребёнком те темы, которые интересуют именно его. А доверительные отношения и открытый разговор – это залог того, что ребёнок будет рассказывать близким не только о том захватывающем, что он нашёл в сети, но и о том, что вызывает у него сомнения или опасения».
Музыка
На первом месте по частоте поисковых запросов находится стриминговый сервис Spotify. На втором – Билли Айлиш. На третьем находится хит этого лета Old town road от Lil Nas X. На этот трек записано множество ремиксов, у клипа на YouTube 284 202 308 просмотров, а в TikTok загружено уже больше 2 миллионов видеороликов с использованием этой композиции.
Порно, алкоголь, азартные игры
Если сравнивать данные статистики за год и за лето, видно, что в период летних каникул интерес к порнографическому контенту у детей идёт на спад: 14,90% от поисковых запросов за год и 10,50% за лето. Что касается посещения веб-сайтов с ПК, то годовой показатель составляет 2,08%, а летом он падает до 1,06%.
Поисковые запросы за эти периоды практически не меняются. Этим летом дети так же, как обычно, искали porn, hentai и порнозвезду Mia Khalifa, которая, помимо своей основной деятельности, в целом является достаточно популярным блогером с почти 17 млн подписчиков в Instagram.
Подробнее об исследовании на сайте: https://securelist.ru/parental-control-report-summer-results/94640/
* Данные на основе анонимизированной статистики поисковых запросов (с ПК, Mac, а также Android и iOS) и посещений веб-сайтов (с ПК и Mac) были получены с помощью модуля «Родительский контроль» в решениях «Лаборатории Касперского», а также продукта Kaspersky Safe Kids с июня по август 2019 года.
** Данные получены по итогам опроса, проведённого «Лабораторией Касперского» в России в конце января 2019 года. В интернет-опросе участвовало порядка 1000 человек: родители и их дети в возрасте от 4 до 18 лет.