Зачем
робототехника
детям?
 
Специальные курсы, игровые наборы для самостоятельной сброки, занятия в школах — робототехника стала одним из популярных направлений дополнительного образования для детей. Есть ли практическая польза от такого увлечения, с какого возраста лучше начинать этим заниматься, помогут ли полученные навыки в будущем? Попросили экспертов ответить на все наши вопросы.
Сергей Мустафин
преподаватель робототехники,
тренер сборной России по подготовке к World Robot Olympiad
Робототехника сейчас на слуху. Это направление относительно молодое и, конечно, вызывает интерес со стороны родителей. Поэтому они стараются направить своего ребёнка в эту область уже с юного возраста. Да и самим ребятам, безусловно, это интересно — огромное количество фильмов, книг, игрушек, связанных с роботами, разжигают интерес к занятиям. Тем более, что в последнее время появилось много образовательных решений, при помощи которых даже совсем маленькие ребята могут осваивать принципы создания автономных устройств и управления ими. К примеру, в нашей практике мы используем образовательные решения LEGO Education. Они позволяют начинать заниматься с детьми от 3 лет. Конечно же, они не сразу программируют или строят роботов. Сначала дети учатся конструировать, логически мыслить и работать в команде. Лично я занимаюсь с ребятами с 5 класса, когда они уже знают основы математики и могут уверенно работать с компьютером. Но многие коллеги работают с ребятами помладше.

Как и любое занятие, робототехника даёт каждому разное: для кого-то это просто приятное времяпрепровождение, а для кого-то серьёзное увлечение. Робототехника — синтетическая дисциплина, которая объединяет механику, программирование, физику, математику. Многие ребята находят для себя любимое направление и совершенствуются в нём — кто-то больше любит писать алгоритмы, кто-то конструирует, одним нравится выступать на соревнованиях, другие любят делать проекты. Что бы ни увлекло ребёнка в этом занятии, совершенствуясь, он изучает фундаментальные науки, находя применение школьным предметам.

Чтобы подготовить ребёнка к будущему, ему нужно дать все необходимые навыки, которые потребуются во взрослой жизни: системное мышление, командная работа, умение управлять ходом выполнения проекта, критическое мышление, умение принимать решение в стрессовой ситуации в режиме ограниченных ресурсов. Занятия робототехникой могут здорово в этом помочь.
Сергей Булаев
учитель информатики в школе №1368
Робототехника тесно связана с такими дисциплинами, как технология, физика, математика и информатика. Занятия по робототехнике развивают мелкую моторику, пространственное воображение, коммуникабельность, умение планировать и работать в команде.

У детей есть возможность на базе технопарков и технополисов распечатать на 3D-принтере или вырезать на фрезерном станке корпус будущего устройства, оснастить его электроникой и запрограммировать, представить широкой аудитории и почувствовать себя изобретателем или новатором. Разве это не замечательно? Ребёнок может получить массу положительных эмоций от занятий, ведь это не скучные лекции, а движение, общение и творчество.

 
 
Сейчас во многих образовательных учреждениях робототехника начинает изучаться с 1-го класса. Такой возрастной ценз оправдан, и раньше начинать нет смысла. В дошкольном возрасте у детей только начинает формироваться представление о счёте, цвете, форме объекта. Вопросы программирования для них будут непонятны и сложны.
Евгения Сигачева
CEO Агентства PR Entertainment powered by OMD OM,
которое привозило в Россию робота Софию,
основатель проекта Super Intelligence For Better Life
Робототехника — понятие достаточно обширное. Она может быть использована для образования детей абсолютно по-разному. Например, классы роботехники, которые уже становятся распространённым явлением в школах, развивают творческое и системное мышление, концентрацию. Программа робототехники подбирается в соответствии с возрастом. Дети в процессе таких занятий получают опыт работы с приборами с обратной связью, учатся основам программирования, понимают причинно-следственные связи разных процессов, у них развивается способность анализировать ситуации, распознавая причины успеха и неудач, что необходимо в современном мире информационных технологий. При этом очень важно, чтобы занятия по любым инновационным направлениям были построены таким образом, чтобы развивать у детей желание и способность трудиться, а не создавать ощущение, что «новые технологии всё сделают за нас».

Есть интересные примеры роботехники с развлекательной функцией, когда роботы становятся частью социальной жизни ребёнка и развивают его интеллектуальные способности. Например, в следующем году мы представим в России миниробота Эйнштейна на базе искусственного интеллекта (производства компании Hanson Robotics), который создаёт неограниченные возможности для развития ребёнка. Робот за счёт интерактивного общения с обучающими играми и интересными научными фактами будет обучать ребёнка разным предметам (астрономия, физика, биология, геология и другие научные дисциплины). Подобного рода разработки позволяют повысить эффективность школьного образования и создают дополнительные возможности для infotainment-развития детей.
Тамара Внукова
старший преподаватель РЭУ им. Г. В. Плеханова,
кафедра управления информационными системами и программирования
Сейчас мы готовим специалистов по профилю «системное и интернет-программирование» и рассматриваем возможность открытия профиля робототехники. Для этого необходима специальная лаборатория и существенные затраты на оборудование, но мы видим в этом большие перспективы. Набор на новый профиль начнётся с 2019 года, упор будет делаться на мехатронику и программирование искусственного интеллекта.

В июле 2017 года правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой описаны стратегии развития информационного общества в нашей стране. Так, к 2030 году во всех областях экономики должны быть внедрены автоматизированные системы, в том числе на базе искусственного интеллекта.

 
 
Поэтому будет велика потребность в специалистах, которые смогут такими системами управлять.

В принципе, робототехникой можно начинать заниматься с 6 лет. Но я бы рекомендовала с 6-10 лет больше уделять времени математике, ведь создание автоматизированных систем построено в первую очередь на ней. А с 10 лет можно начинать знакомить ребёнка с программированием, электроникой и механикой — одним словом робототехникой. Таким образом уже к 18 годам ребёнок будет собирать свои собственные полноценные конструкции.
Павел Шаханин
директор образовательного лагеря «Юниум»
Мы начали делать обучение на базе LEGO Mindstorm в 2014 году в летнем лагере. Начиналось всё просто — из Казани знакомый привёз первого робота. Тогда это было ещё не так распространено. Мы начали собирать программу с нуля. По сути, играли сами и пытались разобраться. Любой робот прекрасен с трёх точек зрения:
1
Это хорошее подспорье для проектно-ориентированного обучения, поскольку можно сформулировать проекты широкого спектра: от проектирования битвы-состязания роботов и их программ до съёмки артхаусного фильма с роботом в роли главного персонажа.
2
Это связка между миром абстрактных знаний (программирование, математика, физика и так далее) и реальным физическим миром. В момент старта первой программы и первого движения манипулятором только совсем уж чёрствый не захочет закричать «Он живой!»
3
Это отличный тренажёр логики с мгновенной обратной связью. Ты начинаешь быть внимательным к деталям. Главный вопрос на первом этапе — почему не работает? На втором этапе — почему это работает так? А потом чистое творчество: любопытно, а что если...
Прелесть современных робототехнических решений в их универсальности и простоте (и неважно, говорим мы о готовых наборах или об Arduino-подобных программируемых роботах, собираемых абсолютно кастомно). Именно доступность при громадной вариабельности результата даёт бум. Крайне высока и адаптивность методик, цель которых даже, скорее, развивать логическое мышление и навык решать сложные технические задачи.
Денис Пискунов
руководитель детских курсов по 3D-изобретательству
в Центре молодёжного инновационного творчества Laba.Space
Сегодня в термин «робототехника для детей» зачастую вкладывают только занятия по конструированию из лего. Но это лишь знакомство с данной темой, а не глубокое погружение. Робототехника — это возможность создать предмет своими руками, снабдить его механикой, расположить датчики, подобрать плату и представить автоматизированный проект, который будет близок к предметам реального мира.

Робототехника развивает навыки работы с инструментами, с современным оборудованием (3D-принтерами и лазерными станками), пространственное мышление, даёт техническую базу в инженерных науках. Знания в области механики, автоматики, электроники и сканирования помогают ребёнку понять, что ему нравится и чем он хочет заниматься в будущем.

Созданные в нашей лаборатории машины дети не разбирают, а могут забрать с собой домой. Ведь автомазированный робот служит для них «рабочей тетрадью», но не в классическом понимании, а в качестве реальной механизированной игрушки, созданной своими руками.

Робототехникой можно заниматься с 9-10 лет, не раньше. А вот инженерные курсы, простые механизмы и техническое ремесло можно осваивать уже с 7 лет.
Фото: личный архив экспертов + freepik.com