Закрыть

Как научить ребёнка читать и привить ему любовь к книгам в эпоху гаджетов и цифрового интерактива?

Мария Третьякова

Главный редактор детского журнала «ПониМашка»

ЧИТАТЬ

Мария Потапова

Детский психолог, игровой терапевт, член Американской ассоциации игровых терапевтов (APT)

ЧИТАТЬ

Ольга Митькина

Детский писатель

ЧИТАТЬ

Марина Суздалева

Психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб Увлеченных Мам»

ЧИТАТЬ

Оксана Шаповалова

Учитель русского языка и литературы гимназии имени Е. М. Примакова

ЧИТАТЬ

Оксана Жукас

Учитель русского языка и литературы Романовской школы

ЧИТАТЬ




Мария Третьякова

Книга сейчас — это совсем не средство для получения информации. Есть же Гугл! Прошли те времена, когда надо было перелопатить кучу энциклопедий, чтобы найти одну дату, один факт. Хорошо это или плохо — вопрос спорный. Но удобно — точно.

Литература — это огромный волшебный мир. Несправедливо лишать ребёнка этого мира. Наоборот, родители должны помочь ребёнку его открыть. Благо, сейчас есть из чего выбрать — виммельбухи, графические романы, комиксы, книги-квесты... Издательства тоже не стоят на месте, поэтому нельзя сказать, что книги — вчерашний день. Зачем детям читать? Чтобы развивать фантазию, творческое начало. Фильм — это законченный продукт, а в книге ты всегда немного соавтор, потому что, даже если есть картинки, ты представляешь себе героев и места действия по-своему.

Читать нужно, чтобы приобретать опыт. Это хорошо делать вместе с родителями. Обсуждать прочитанное, разбирать спорные ситуации, спрашивать: почему герой так поступил? Что бы ты сделал на его месте? Придумывать альтернативные финалы. Это, кстати, не только подружит ребёнка с книгой, но и поможет детям и родителям лучше узнать друг друга, стать ближе.

Первую книжку я прочитала своей дочке Ксюше, когда ей было 4 дня. Не то, чтобы я почувствовала какую-то острую необходимость в этом. Мне просто захотелось. Не вижу никаких причин, чтобы откладывать. Конечно, первое время это занятие, скорее, для родителей, малышу даже картинки пока неинтересны. Но всё равно это не бесполезно. Ребёнок слышит голос, он чувствует ритм, это его успокаивает.

Что касается конкретных книг, совет у меня только один — лучше начинать со стихотворных произведений. Именно из-за ритма. Это то немногое, что малыш может воспринимать в самом маленьком возрасте. А уж какие конкретно стихи — на усмотрение родителей. Недавно прочитала хороший анекдот:

- Посоветуйте книжку интересную, ребёнку почитать.
- А сколько ребёнку?
- 5 месяцев.
- Ну ему пока интересный сюжет не особенно важен.
- А причём тут он? Кто читает? Я! Вот и интересно должно быть мне!

Полностью поддерживаю и советую выбирать то, что нравится именно вам. По сотому кругу прочитать «Курочку Рябу» ещё успеете, так что пока самое время наслаждаться тем, что приносит удовольствие. В месяц Ксюша послушала «Сказ про Федота-стрельца» Филатова, а в три — «Евгения Онегина». Мы читали Бродского, Пастернака, Маяковского… В общем, всё, что я люблю. Можно читать наизусть или с телефона. Но, на мой взгляд, очень принципиален момент чтения именно «живой книги». Ребёнок привыкает видеть родителей с книгами, ему самому становится интересно. Известно же, что дети любят повторять за взрослыми. Так что ответ на вопрос, как приучить ребёнка читать — читать самому.

Что касается гаджетов и приложений, то скажу так: куда же без них? Если не растишь ребёнка на острове или в глухой деревне, никуда не денешься. Сейчас Ксюше 6 месяцев, но у неё уже загораются глаза при виде телефона. Это часть жизни, и оградить от неё детей, являясь при этом активным пользователем, довольно трудно. Да и не нужно — им жить в цифровом мире. Я не скажу тут ничего нового. Только банальное — соблюдать баланс, чтобы ребёнок не сидел в гаджетах весь день, и самому выбирать, чем он там будет заниматься. Например, мы специально сделали приложение «ПониМашка — играем и учимся». Там можно раскрашивать, учиться писать и считать, слушать стихи и сказки. Главное, чтобы это не становилось единственным развлечением и обучением ребёнка. Мне, например, очень нравится правило — никаких гаджетов перед сном. За полтора-два часа до сна все телефоны и планшеты убираются, и только «живые» игрушки и книжки. Во время еды тоже хорошо бы никуда не смотреть, конечно.

Покупать ли электронные ридеры, или, как многие считают, ничто не заменит физическое ощущение книги в руках? Тут каждый решает для себя, конечно. Я, например, из тех динозавров, у кого до сих пор нет ридера и кто упорно опустошает книжные магазины. Даже если понимаю, что книга на раз и украшением библиотеки точно не станет.

Ребёнку ридер до средней школы точно не нужен. Ридер — он для больших текстов, а детские книжки — это разные картинки, окошки, пищалки… В ридер это всё не засунешь. Поэтому детские издательства будут жить дольше взрослых. А когда начнутся большие тексты по школьной программе, тут уж кому как удобнее. Ридер действительно может существенно облегчить вес школьного портфеля.

Мария Потапова

Хочу поделиться своим мнением как психолог и как мама (у меня трое детей, двое из них подростки — 16 и 14 лет, а младшему 7). Они активные читатели. Я осознанно и целенаправленно формировала культуру чтения в семье. Есть множество способов, познакомить ребёнка с книжным миром, и я стараюсь их использовать:

  • Всей семьёй мы участвуем во флешмобе «Книжный вызов». В начале года ставим амбициозные цели по количеству прочитанных книг. Так удобно фиксировать, что уже прочитали, и следить за своим темпом и соблюдением графика.
  • Мы интересуемся новинками, читаем отзывы и составляем списки, что хочется почитать, посещаем книжные выставки, например, ММКВЯ.
  • У детей есть абонементы в районную библиотеку. Это, на самом деле, хороший стимул.
  • Я оформляю годовую подписку на Bookmate и для старших детей, и для нас, родителей. Там огромная база электронных книг на любой вкус.
  • Смотрим и читаем книжных блогеров в инстаграме (biblio_teka, ssserdggg, olga_depeche, spector717) и на Youtube (Улилай, Аля, Теория большого чтива, Дмитрий Гасин, Читать Модно). Выбирать книги младшему сыну мне часто помогают блоги Читариум, Кидсбукия и My sons favorite books).
  • Читаем параллельно или друг за другом одну и ту же книгу, обсуждаем и делимся впечатлениями за ужином.
  • И в основе всего процесса, конечно же, личный пример. Моя страсть к чтению, то, что дети ежедневно видят меня с книгой в руках, — лучше всего помогают растить читателей и создавать в семье культуру чтения.

Это не просто какая-то обязанность — читать. Дети этим искренне увлечены. Старшая дочь сейчас ведёт свой книжный блог в инстаграме. Она рецензент крупных издательств, выступала на ММКВЯ 2017 — в формате public-talk журнала It BOOK c книжными блогерами, тема «Как развить скорость чтения и побороть боязнь толстых книг». Средний сын читает меньше, он более избирателен в выборе изданий, но всё же прочитывает около 50 книг в год. Младший читает только бумажные книги, приобщается к самостоятельному чтению и не может уснуть, пока не состоится вечерний ритуал чтения перед сном.

Ольга Митькина

Культура детского чтения, конечно, меняется. Я за использование гаджетов и электронных книг со всеми интерактивными программами и аудиокнигами, но нельзя совсем исключать бумажный вариант (особенно для дошкольников и младших школьников). Никакие гаджеты не заменят физическое ощущение книги в руках. А я считаю, что это очень важно — так впечатлений больше. Дети чувствуют запах книги, а он особенный. Они могут потрогать странички и услышать шелест, всё это способствуют более глубокому погружению в историю и чувству реалистичности происходящего на страницах книги.

Очень важно, какое отношение к книгам в семье. Во-первых, родители должны сами много читать, подавая детям пример. Во-вторых, я за то, чтобы взрослые ежедневно читали детям бумажные книги. Тогда это не просто источник информации, развлечение, но и форма общения с родителями. Такие домашние чтения создают психологическую привязанность. Они также станут одним из самых замечательных воспоминаний в будущем. А ещё очень здорово ходить с детьми на разные литературные мероприятия. Например, на квесты. В Москве в библиотеке на Новом Арбате проводят необыкновенные писательские квесты по Горькому. Если дети прошли квест даже по нудному и скучному произведению школьной программы, оно им начинает нравится. Проверяла на своих детях.

А теперь поделюсь своим профессиональным опытом. Я часто провожу встречи с детьми, например, в библиотеках. И сейчас они очень отличаются от того, что было раньше — когда писатель приходил в класс к детям, читал свои произведения, как лектор, и всё взаимодействие с детьми в основном заключалось в ответах на вопросы в конце встречи. Теперь же детям это неинтересно. Сейчас их нужно увлекать другими интерактивными форматами. Я часто распечатываю раскраски к моим произведениям. Ещё дети очень любят сочинять продолжение уже известных сказок. Они с большим удовольствием сочиняют иногда очень длинные и увлекательные истории. К слову, сейчас при издательстве «Настя и Никита» существует школа сказки, где известные педагоги и авторы детских книг пишут с детьми истории на заданную тему, по кусочкам, задавая вопросы. Мне кажется, это хороший пример, как заинтересовать ребёнка литературой.

Практически на каждой встрече я устраиваю небольшие театрализованные представления по отрывкам из произведений. Иногда даже приношу с собой простые костюмы и декорации. Дети очень это любят и всегда активно участвуют. Несколько раз в год провожу конкурсы рисунков по своим произведениям. В одном из последних было около 400 работ. С лучшими иллюстрациями я иногда публикую книги, потом посылаю их участникам. Все дети очень гордятся такими проектами, рассказывают о них в школах, друзьям и родственникам.

После «официальной» части встречи мы устраиваем чаепития. Я делюсь с детьми своими впечатлениями от прочитанных книг, отвечаю на любые их вопросы. Многие ребята ходят на такие встречи постоянно и всегда очень ждут этих чаепитий. А потом рассказывают, что прочитали ту или иную книгу, потому что я им в прошлый раз посоветовала.

Марина Суздалева

Задача «привить ребёнку любовь к книгам» в мире гаджетов, мультиков и интерактивных обучающих программ звучит едва ли не атавизмом, но многочисленные исследования показывают, что книгу рано списывать со счетов.

Чтение книг способствует формированию так называемой «врождённой грамотности». Читающий ребёнок хорошо воспринимает речь на слух, имеет внушительный словарный запас и богатую образную речь. Помимо доказанного влияния на развитие речевых способностей, чтение книг развивает воображение, навыки произвольного внимания, учит ребёнка мыслить.

В школе ребёнку придётся много читать, и мало кто из родителей имеет желание тратить нервы на то, чтобы усадить его за учебники.

Чтение с первых месяцев жизни развивает способности, необходимые для успешного обучения, в том числе важнейшую из них — познавательный интерес и навык удовлетворять этот интерес с помощью книги.

Кроме практической пользы чтения для обучения, чтение позитивно влияет на развитие личности ребёнка, а также на внутрисемейные отношения. Книга даёт повод и время для полноценного включённого общения, чего так не хватает современным семьям. Чтение перед сном, совместные походы в библиотеку, домашние спектакли по мотивам прочитанных книг, совместное чтение вслух или даже домашнее издание собственных книг или семейного журнала — эти и другие семейные книжные традиции вносят значительный вклад в формирование привязанности и близких доверительных отношений внутри семьи.

А ещё книга — мощный инструмент личностного развития ребёнка, ведь читая о приключениях героев, он учится преодолевать свои страхи и неуверенность, понимать мотивы поступков людей, «впитывает» ценности и нормы поведения. Чтение книг обогащает жизненный опыт, помогает малышу «проживать», примерять на себя различные ситуации, способствует росту самосознания (анализируя и примеряя на себя поступки героев, ребенок учится понимать самого себя).

Хорошая книга — настоящий помощник в воспитании и развитии ребёнка. Многие родители видят в ней «волшебную кнопку» и, стремясь поскорее осчастливить своего малыша всей пользой чтения, ещё до его рождения начинают собирать самую «продвинутую» детскую библиотечку и штудировать методики раннего обучения чтению.

Но польза чтения определяется в первую очередь тем, кто и как читает книгу ребёнку, как обсуждает и обыгрывает с ним прочитанное, помогает ли малышу перенести в жизнь то, что он узнал и понял из книги. В этой связи задача обучения ребёнка буквам и умению их складывать в слова отступает на задний план, уступая место задаче формирования интереса к книге и процессу чтения как таковому.

И здесь, по большому счету, не имеет значения, будут ли родители читать традиционные бумажные книги или это будет чтение с экрана ридера, будет ли это чтение комиксов с современными героями мультфильмов или нестареющей детской классики, будет ли ребёнок читать сам, слушать аудиокнигу или голос читающих мамы и папы. Так или иначе, чтобы пробудить любовь к чтению и вырастить будущего читателя, родителям понадобится приложить гораздо больше усилий, чем просто купить книгу-бестселлер или скачать популярное приложение. И начать, как водится, придётся с себя, ведь если родители каждую свободную минуту проводят за «чтением» ленты в соцсетях, усилий самых талантливых педагогов, писателей, иллюстраторов и разработчиков детских игр и приложений не хватит на то, чтобы пробудить у ребёнка интерес к чтению книги.

Оксана Шаповалова

В 1980-е годы Советский Союз был одной из самых читающих стран и занимал третье место в мировом рейтинге по уровню читательского интереса. Сейчас мы стали читать заметно меньше. Однако в последние несколько лет я наблюдаю тенденцию к повышению интереса к книгам.

В этом году я была приятно удивлена, отправляя своих пятиклассников на каникулы. Давая им список рекомендуемой литературы, я попросила ребят дополнить его своими предпочтениями. Дети активно включились в процесс и рады были поделиться своим читательским опытом. Среди названных ими произведений лидирует серьёзная детская и юношеская литература. Читают школьники в основном современных авторов, в том числе зарубежных.

Они называли имена Джоан Роулинг, Аники Тор, Харпер Ли, Джеймса Боуэна, Джона Рональда Толкина, Мариам Петросян, Маркуса Зусака, Клайва Льюиса, Андрея Жвалевского, Евгении Пастернак и других популярных писателей. Дети любят читать о дружбе, любви, чести и достоинстве.

Что касается электронных гаджетов — да, это ещё один из носителей и способов получения информации, но не стоит переоценивать их влияние. Живого общения с учителем, родителями и сверстниками они не заменят, при этом они могут использоваться для решения конкретных учебных задач. Например, электронные книги — это удобный современный формат чтения, такая книга мало весит, к тому же есть возможность скачать и загрузить большое количество текстов. Но у бумажной книги есть ни с чем не сравнимые преимущества: тактильные ощущения от перелистывания бумаги, возможность возвращаться к прочитанному, делать визуальные пометки карандашом на полях, вновь открывать любимые страницы.

Если же дети сегодня предпочитают электронные версии книг, я не возражаю: главное, чтобы читали! Что касается школьной программы по литературе, то её освоение для развития ребёнка крайне важно. Но если классическая литература не вызывает интерес, педагогу необходимо быть крайне деликатным: с одной стороны, поддержать собственный читательский выбор ученика, с другой — аккуратно предлагать ему произведения художественной классики.

На своих уроках я активно использую возможности интернета для обучения и закрепления материала. Есть множество интересных сайтов, созданных специально для детей: о литературе, музыке, живописи, грамматике. Особенно эффективно обращение к этим сайтам на уроках в 5-7 классах. В конце занятий можно рекомендовать ученикам ссылки на интернет-ресурсы, благодаря которым они смогут узнать больше о теме урока.

Например, на портале skazki собрано более 1200 сказок, некоторые из которых можно не только читать, но и слушать. Сайт gramota.ru — один из самых популярных ресурсов о русском языке, он помогает в интерактивной форме освоить правила русского языка и повысить свою грамотность и речевую культуру. Здесь также «Справочное бюро», где можно задать вопрос о языке экспертам портала. Узнать больше о мифологическом мире древних эпох можно на портале mify.org, где собраны не только тексты, но и видеофильмы по теме. «Арзамас» — это своеобразный гуманитарный университет со своим журналом и еженедельными курсами или «гуманитарными сериалами», которые выходят по четвергам. Здесь можно найти статьи про то, как понять смысл мультиков Миядзаки, откуда пошёл костюм-тройка или как писать стихи в стиле Бродского. Интересен также портал «Горький», где представлены художественные и научно-популярные книги как русских, так и зарубежных авторов, а в разделе «Новости» можно узнать много интересного о литературе, познакомиться с рецензиями и интервью. Можно, например, найти интервью с Борисом Гройсом или познакомиться со статьёй о таком жанре литературы, как космическая опера.

В рамках социологического исследования совместно с МГПУ мы проводили анкетирование старшеклассников Москвы и Московской области. Интересно, что многие ученики отдают большую роль в формировании читательской культуры именно учителям и семье. Они говорят о том, что уроки литературы не должны быть формализованными, а взрослые должны вдохновлять детей своим личным примером.

Оксана Жукас

Приучать ребёнка к чтению необходимо с раннего возраста. К сожалению, в наши дни дети не любят и не хотят читать, это аксиома. Тем не менее, привить любовь к книгам можно и нужно.

Начитанных детей определить несложно — они прекрасно ориентируются в классической и современной литературе, следят за новинками, читают отзывы о произведениях — как правило, это члены читающих семей, в которых любовь к книгам привили старшие.

Отсюда вытекает первый и главный залог успеха. Приучить ребёнка к чтению — значит регулярно читать с ним вместе по 30-40 минут в день. Когда ребёнок научится читать самостоятельно, он уже будет заинтересован процессом и, возможно, начнет опережать ваши совместные чтения.

Для ребят 3-4 лет я советую произведения В. Г. Сутеева. Через год-два их можно знакомить с произведениями таких авторов, как Н. Н. Носов, В. Ю. Драгунский, В. В. Бианки, Б. С. Жидков. Очень хорошо влияют на становление личности в начальной школе повести А. П. Гайдара, В. К. Железникова, В. П. Крапивина, из зарубежной литературы не могу не сказать о М. Метерлинке, Р. Л. Стивенсоне.

Хорошей детской литературы много, я советую родителям составлять собственные списки, ориентируясь на возраст, пол и интересы ребёнка. Безусловно, всегда будет актуальна российская классика, зарубежная, советская литература для детей пионерского возраста, которая показывает, как нужно вести себя в коллективе и правильно себя позиционировать. Обязательно читайте отзывы детей и родителей о тех книгах, которые хотите включить с свой список. Важно подобрать издания, которые захватят ребёнка с первой страницы, чтобы он не мог оторваться от неё, следил за развитием сюжета и за становлением характера главного героя.

В переходном возрасте, когда дети могут потерять интерес к чтению, важно проявить спортивную закалку. Читайте сами, читайте вместе с ними, хвалите за книги, предлагайте новинки, попросите ребёнка посоветовать произведение для вас. Одно дело — найти информацию, однако литература — это ещё развитие эмоциональной и чувственной сферы; никто так не учит сопереживать, как наши классики и современные писатели, когда ты с героем вместе переживаешь болезнь любимого человека, гадаешь, чем разрешится конфликт и радуешься счастливому финалу.

Когда вы прочитаете книгу, привлекайте другие виды искусства. Сходите в кино, посмотрите спектакль, взгляните на картины, сравните трактовку режиссёров, писателей, художников. У ребёнка в этом случае возникает целостный образ. В педагогике это называется интеграция. Например, узнать о том, кто такой Александр Невский, можно и из фильма С. М. Эйзенштейна «Александр Невский», и через живопись (триптих Павла Корина, картина Васнецова), и из произведения древнерусской литературы «Повесть о житии Александра Невского».

Гаджеты могут стать гармоничным дополнением к книгам, но заменой они не станут никогда. Работая в школе, я вижу, как дети устают даже после одного урока, проведённого перед экраном или интерактивной доской. Если всё время использовать гаджеты, это может негативно отразиться на зрении и стать причиной головной боли.

Обязательно приобретите хорошую электронную книгу. В отличие от экранов смартфонов и планшетов, экран электронной книги устроен совсем по-другому. Это, так называемые, электронные чернила. Глаза при чтении электронной книги устают не больше, чем при чтении обычной книги. Ещё одним преимуществом электронных книг является то, что вы можете загрузить в неё любые книги бесплатно. Иногда это очень важно, потому что найти бумажную копию бывает трудно или невозможно. Ребёнок начальной школы уже способен читать электронную книгу, но прививать любовь к чтению всё-таки нужно именно с традиционных бумажных книг.



Фото: личный архив экспертов, freepik.com