Media Kid делится исследованием, которое проевели Галина Солдатова, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, и Алина Трифонова, кандидат психологических наук. Текст был опубликован в журнале «Дети в информационном обществе».
Мы живём в мире всё возрастающей сложности, разнообразия и неопределенности. Это порождает различные явления и феномены, один из самых необычных — многозадачность. Сегодня нам постоянно приходится заниматься несколькими делами одновременно. Так делают и взрослые, и дети. Взрослые чаще вынужденно — под диктовку стремительного темпа жизни, с трудом преодолевая прежние привычки и стереотипы. А вот подрастающим поколениям, которые родились в цифровом мире, многозадачность даётся легко и непринужденно. Но как способность молодых людей делать много дел сразу влияет на результат и на них самих?
Старшим поколениям очень трудно дается многозадачность. Учёные обнаружили, что коэффициент интеллекта взрослых людей, работавших в режиме многозадачности, сравним с аналогичным показателем тех, кто провёл тяжелую бессонную ночь. Причём чем старше люди, тем такое соотношение более выражено. А взрослый человек, работая в ситуации многозадачности, вопреки субъективным ощущениям, что достигает большего, оказывается в итоге менее продуктивным и даже приносит убытки своей компании.
Среди старших поколений часто встречаются ярые сторонники однозадачности — характеристики традиционного образа жизни. Они убеждены в том, что многозадачность — самый неэффективный способ действия. Однозадачность была важным правилом обыденной жизни во многих странах мира практически до конца ХХ века. Положительное отношение к однозадачности закреплено в многочисленных поговорках и пословицах: «сделал дело — гуляй смело», «делу время — потехе час», «когда я ем, я глух и нем», «за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».
Но есть и другая часть населения — дети цифрового века. Для них однозадачность — это монотонность, унылость и скука для неудачников, а многозадачность — как раз нормально, нечто само собой разумеющееся: а разве можно жить в цифровую эпоху иначе?
От однозадачного мира к многозадачному
Этот переход начался, конечно, не вчера. Изначально понятие многозадачности было связано с компьютерными технологиями. Ещё в 1965 году оно стало использоваться в сфере информационных технологий в качестве характеристики новой операционной системы IBM. Благодаря ей компьютер мог решать одновременно сразу несколько задач. Помимо компьютеров, решающую роль в изменении однозадачного мира сыграло развитие медиа.
Совмещение каких-либо дел с просмотром телевизора или слушанием радио, например выполнение домашней работы под любимую передачу, для родителей современных подростков уже было привычкой. За это им иногда доставалось от родителей, так как привычка однозначно считалась плохой. Известную поговорку: «ты же не Юлий Цезарь!» — чаще повторяли с явным укором.
Почему-то именно в советской культуре миф о многозадачности великого древнеримского полководца особенно прижился. Плутарх писал о том, что во время походов и гладиаторских боев Цезарь упражнялся в том, чтобы, сидя на коне, диктовать сразу несколько писем разным адресатам, занимая этим двух или еще больше писцов одновременно. Кто из родителей сейчас вспоминает эту поговорку? Ведь его ребёнок может одновременно делать «домашку», слушать музыку, общаться в чате с другом — и не с одним, просматривать какое-нибудь видео и отвечать параллельно на смски. Цифровое поколение со своими гаджетами с малых лет всегда «на связи». Один только этот факт уже становится основой режима многозадачности, в котором естественным образом живут современные дети.
Различные активности запараллелены — переключение от деятельности к деятельности не позволяет вниманию надолго фиксироваться на одном действии или объекте и погружаться в суть проблемы. Учёные подсчитали, что старшеклассники, сидя за компьютером, меняют деятельность и переходят от одного онлайн-ресурса к другому только за одну минуту три раза. Можно предположить, что в течение 20 секунд они всё же сосредоточены и сконцентрированы, но сама такая концентрация имеет клиповый характер.
Медиамногозадачность — феномен сегодняшнего дня
В последние годы появился вариант многозадачности, известный как медиамногозадачность. Условия его возникновения — это наша повседневность: одновременное использование различных электронных устройств, совмещение разных источников информации, сочетание онлайн- и оффлайн-активностей. Исследования американской молодёжи и подростков показали всё возрастающее пристрастие к режиму многозадачности. В 1999 году таких респондентов было 16%, в 2004 – 26%, в 2009 – 29%. Особенно значимый рубеж здесь — 2001 год, когда появились первые смартфоны. Учёные утверждают, что существенно увеличилась и доля времени, когда школьники совмещают выполнение домашнего задания с различными медиаактивностями. В 2002 году старшие школьники 40% времени, отведённого на выполнение домашнего задания, одновременно слушали музыку, смотрели ТВ и использовали компьютер. В 2008 году доля такого времени достигла 60% и, похоже, продолжает возрастать.
В 2015 году, по данным опроса Common Sense Media, каждый второй американский подросток сообщил, что он часто (21%) или иногда (29%) использует социальные медиа при подготовке домашних заданий. Причём большинство опрошенных подростков не считали, что одновременное выполнение нескольких дел негативно влияет на их продуктивность.
Существуют различия в типах медиамногозадачности по фактору пола, возраста и культуры. Например, девочки школьного возраста чаще совмещают выполнение домашнего задания с прослушиванием музыки и общением в чатах, а мальчики — с компьютерными играми. Подростки 13-16 лет чаще всего совмещают онлайн-серфинг и прослушивание музыки, а взрослые 50-65 лет — проверку электронной почты с прослушиванием радио. Также есть данные, что способность к многозадачности может быть в среднем выше в полихронных культурах (страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Россия), в которых делание одновременно нескольких дел только приветствуется, в отличие от монохронных (например, Германия, США), где время и деятельность чётко регламентированы и расписаны.
По результатам исследования специфики многозадачности, проведенного Фондом Развития Интернет в 2017 году среди 50 школьников 7-11 лет и их родителей (средний возраст 36 лет), 84% родителей всегда или часто делают несколько дел одновременно, детей в этой группе «постоянных» и «частых» многозадачников — 30%. Но стоит учесть, что в этом возрасте дети только начинают адаптироваться в информационном обществе, и уже каждый третий из них активно совмещает различные медиаактивности. При этом треть родителей (28%) считают, что они прекрасно справляются с совмещением дел, 70% признаются, что что-то получается, что-то нет. Дети критичнее оценивают результаты многозадачной работы: 14% школьников сообщают, что все получается, 66% — что есть успехи и неудачи, 14% — что все дела получаются не очень хорошо.
Родители, как правило, совмещают одновременное выполнение трёх дел: 60% из них «параллелят» общение в мессенджерах с каким-либо ещё делом, например, заполняя паузы в работе перекидыванием сообщений с другом и прослушиванием музыки или пролистыванием ленты новостей. Другой популярной категорией является совмещение домашних дел с другими активностями (как бытовая необходимость). Дети же, в среднем, выполняют около двух дел одновременно: например, совмещают подготовку домашнего задания с просмотром видео или прослушиванием музыки.
Иными словами, уже на этапе начальной школы можно увидеть качественные различия в «детской» и «взрослой» многозадачности: родители вынуждены параллельно выполнять несколько дел в силу недостатка времени и необходимости повышения собственной эффективности или же на работе, где уже сложилась определенная «офисная субкультура», для детей же такой формат становится привычным способом работы с информацией — так интереснее и удобнее.
Таким образом, мы можем констатировать, что с приходом интернета и смартфонов эпоха доминирования однозадачности завершилась. Линейные модели поведения в мире с высокой неопределённостью, сложностью и разнообразием становятся неэффективными. Новые правила, как надо поступать и действовать в современном сетевом мире, определяет поколение, которое можно назвать многозадачным. Вероятно, в этом поколении родятся новые поговорки или актуализируются уже существовавшие на эту тему, вроде «одним выстрелом убить двух зайцев».
Надо ли гоняться за двумя зайцами?
Итак, цифровое поколение, и не только студенты и работающая молодёжь, но и школьники, ведут многозадачный образ жизни. В результате они, с одной стороны, и этим обоснованно обеспокоены взрослые, перегружают свою когнитивную систему, с другой, чего тоже нельзя исключать, — расширяют её возможности. Как же когнитивная система ребёнка реагирует на режим многозадачности? Перед тем как представить возможные ответы на этот вопрос, попытаемся разобраться, каковы познавательные ресурсы человека и насколько для него может быть естественной многозадачная деятельность?
На нейрофизиологическом уровне развитие этого феномена связано с такой особенностью человеческого мозга, как нейропластичность. Этот термин в 1930-х гг. ввел польский нейрофизиолог Ежи Конорский — ученик нашего великого соотечественника физиолога Ивана Петровича Павлова. Под нейропластичностью понимается способность нейронов и нейронных сетей изменяться под воздействием внешнего опыта и различных факторов, что даёт человеку широкие возможности адаптироваться к внешней среде, в том числе и к цифровой. Такая «когнитивная гибкость» мозга позволяет быстро переключаться между несколькими делами, работая в режиме многозадачности. Сегодня учёные считают, что чем раньше ребёнок начнет развивать эту способность, тем большего он достигнет в многозадачном мире.
Однако существует целый ряд исследований, которые свидетельствуют о том, что познавательные возможности человека достаточно ограниченны. Для многозадачности наиболее важны память и внимание. Даниэл Канеман, рассматривая внимание как когнитивный процесс и умственное усилие, считает его одним из ограниченных ресурсов. Логично предположить, что с ростом количества объектов и потока информации ограниченный энергетический ресурс внимания быстрее исчерпывается и качество выполнения задачи должно ухудшаться.
На основе таких взглядов существует устойчивое мнение, подтвержденное рядом эмпирических исследований, что режим многозадачности ухудшает выполнение самых разнообразных типов задач. Например, совмещение процесса вождения автомобиля с разговором по мобильнику приводит к тому, что и то, и другое делается хуже, чем обычно. Объясняется это тем, что процесс восприятия речи значимо снижает активность в зоне мозга, задействованной во время вождения. Это, в свою очередь, ухудшает зрительное внимание и бдительность. Таким образом, делается вывод, что вовлечение человека в решение дополнительной задачи — существенная помеха для решения задачи основной.
С одной стороны, взгляд на проблему сквозь призму однозадачности и ограниченности познавательных ресурсов человека приводит к мысли о том, что у подавляющего большинства людей недостаточно ресурсных возможностей для эффективной многозадачной деятельности. Она перегружает когнитивную систему человека, и ребёнку такая ситуация может нанести непоправимый ущерб. Поэтому не надо гоняться за двумя зайцами.
К многозадачности можно привыкнуть
С другой стороны, исходя из многозадачной реальности и нейропластичности человеческого мозга, мы можем предположить и надеяться, что возможна эффективная адаптация когнитивных систем человека к современной ситуации. Есть основания утверждать, что современный ребёнок может развить в себе способность к многозадачности и уметь эффективно делать то, что не умел его сверстник в прошлом веке.
Что говорят на эту тему эмпирические исследования?
Учёные пытаются изучить возможности и ограничения когнитивных ресурсов детей и взрослых в профессиональной, учебной и повседневной деятельности. Тем не менее до сих пор не существует систематизированных исследований данного феномена в детском возрасте. Но кое-какие данные уже получены, и мы попытаемся их здесь кратко представить.
Оценивая уже существующие исследования, особо обратим внимание на тезис Канемана о том, что ограниченность когнитивных ресурсов имеет индивидуальные различия. Именно этот факт отражают результаты многих эмпирических исследований. Несмотря на достаточно сходный стиль жизни у большинства представителей цифрового поколения, дети все же существенно различаются между собой по степени многозадачности.
Тип многозадачности в целой серии работ последних лет определяется на основе опросника «Индекс медиамногозадачности», разработанного психологами Стэнфордского университета. Для оценки частоты пребывания в режиме медиамногозадачности исследователи включили в индекс двенадцать категорий медиа. Подростки, вооружённые различными гаджетами и непрерывно занимающиеся разными медиаактивностями, получили название «тяжёлых» многозадачников. Соответственно к «лёгким» многозадачникам относят тех подростков, которые редко используют различные медиа.
В разных экспериментальных условиях учёные сравнивали подростков — «тяжёлых» и «лёгких» многозадачников — по активности мозга, характеристикам внимания, памяти, когнитивному контролю, успешности выполнения задач, по личностным особенностям и особенностям микросреды. Возможно, сравнительный анализ «лёгких» и «тяжёлых» многозадачников поможет в поисках ответов на поставленный выше вопрос.
Начнём с хороших новостей. В целом ряде исследований психологов европейских и американских университетов показано, что для подростков и юношей с высоким уровнем медиамногозадачности характерен более широкий объём внимания, высокая способность к переключению внимания даже для ситуаций узконаправленной деятельности. В то же время это предполагает большую подверженность «тяжёлых» многозадачников влиянию отвлекающей информации в процессе решения текущей задачи. Есть также данные, что такие особенности внимания могут способствовать развитию функции мультисенсорной интеграции — сопоставлению информации, поступающей от разных органов чувств, что чрезвычайно значимо в условиях цифрового образа жизни. Учёные считают, что на основе средних и высоких показателей рабочей памяти, таких личностных особенностей, как креативность, высокий уровень импульсивности и тяга к новым впечатлениям (избегая рутинности и монотонности, мы пытаемся совместить несколько дел), а также такого фактора, как медиаориентированная семья, можно предсказать более высокий уровень многозадачности у детей и подростков.
Многозадачность имеет свои последствия
Наряду с такими оптимистичными выводами известны данные о том, что устойчивость и концентрация внимания, а также способность удерживать в памяти оперативную информацию, необходимую для решения актуальной задачи, у «тяжёлых» многозадачников снижены. Такой дефицит в работе оперативной памяти может быть следствием широкой зоны внимания, характерной для таких людей. Психологи из Стэнфордского университета в США также обнаружили, что такая расширенная зона внимания вместе со сниженной производительностью оперативной памяти отражается и на ухудшении долговременной памяти у подростков и молодых людей с высоким уровнем медиамногозадачности.
Финские нейропсихологи исследовали воздействие многозадачности на подростков и молодых людей (149 участников от 13 до 24 лет). В течение 7 дней испытуемые работали в ситуации медиамногозадачности (делали домашнюю работу, играли в компьютерные игры, смотрели видео, слушали музыку, общались в социальной сети, отвечали на письма и сообщения в мессенджерах). Чем больше задач одновременно решали участники, тем рассеяннее они становились и тем сильнее отвлекались от основной задачи. Авторы исследования пришли к выводу, что, когда человек реагирует на слишком большое количество раздражителей, он, независимо от пола и возраста, теряет способность различать важные и неважные отвлекающие факторы.
Австралийские учёные также показали, что, несмотря на широкий локус внимания и, как следствие, большое количество неосознанно поступающей информации, у «тяжёлых» многозадачников снижена способность к усвоению этой информации. Кроме того, «тяжёлым» многозадачникам приписывают более поверхностный стиль деятельности, что предполагает снижение качества обработки информации, низкий уровень анализа проблемы и большее число ошибок ввиду совмещения разных видов деятельности. Различные исследователи предполагают также (хотя надёжных эмпирических доказательств этому мы не нашли), что постоянная активность в режиме многозадачности ведёт к утомлению и истощению, а также к возникновению тревожных и депрессивных состояний.
В дополнение к вышесказанному отметим, что, наряду с такими выводами, ряд других учёных, напротив, не обнаруживает значимой связи между рабочей памятью (система, которая может сохранять и обрабатывать информацию, необходимую для выполнения сложных когнитивных задач, таких как чтение, обучение, логическое мышление), способностью к переключению внимания и уровнем многозадачности.
Многозадачность и однозадачность имеют свои преимущества
Формат многозадачности связан с функционированием не только когнитивной сферы. Группа исследователей из Нидерландов обобщила результаты 56 научных работ по медиамногозадачности и её взаимосвязи с тремя различными факторами: когнитивным контролем, академической успеваемостью и социально-эмоциональным функционированием. В целом, результаты указывают на незначительную или среднюю негативную взаимосвязь между мультимедийной многозадачностью и перечисленными факторами. Однако авторы подчеркивают, что на сегодняшний день недостаточно данных для выводов о причинах негативных проявлений: виноват ли в этом режим многозадачности или какие-то другие факторы? Поэтому этот вопрос требует дополнительного исследования и уточнения.
Анализ данных, полученных по «лёгким» многозадачникам, показывает, что чем ниже уровень многозадачности в текущей деятельности, тем эффективнее работа исполнительных когнитивных функций, в частности рабочей памяти, торможения и контроля импульсов, переключения внимания. Если «тяжёлые» многозадачники способны справиться с несколькими задачами одновременно за меньшее количество времени, то «лёгкие» многозадачники быстрее и эффективнее справляются с одной задачей. Например, показано, что такие студенты эффективнее действуют при подготовке к сложным экзаменам или изучении дистанционных курсов, требующих высокой концентрации внимания и усидчивости.
Подводя итоги по сравнению «лёгких» и «тяжёлых» многозадачников, можно сделать следующий вывод. В ситуации дефицита времени «тяжёлые» многозадачники способны быстрее и эффективнее вникать в суть проблемы, решать несколько задач одновременно и рационально распределять своё время. Однако такой интенсивный темп и широкий охват проблем лишает их возможности детального изучения информации и формирует поверхностный стиль работы. При этом пересечение решаемых задач в различных сферах повышает вероятность возникновения ошибок, а постоянная деятельность в режиме многозадачности ведёт к быстрому утомлению и даже истощению.
«Лёгкие» многозадачники и однозадачники способны к более подробному анализу одной конкретной проблемы, что повышает их качественный показатель (одного определённого дела). Да, действительно, выполнение одного дела обычно эффективнее. Но режим последовательного решения текущих задач в целом приводит к увеличению времени их выполнения, в то время как темп жизни всё ускоряется.
Ловушки многозадачности
Таким образом, если раньше многозадачность была уделом некоторых особо выдающихся представителей человечества, то сегодня это формат повседневной деятельности в цифровом мире. Исследователи, которые изучают многозадачность, сходятся во мнении, что это комплексная способность человека вовлекаться в различные виды деятельности и регулировать их последовательность в определённый промежуток времени.
Способность к многозадачности можно отнести к числу специфических общих способностей, обусловленных изменением образа жизни человека. Эмпирические исследования показывают, что эта способность тренируема, например, через тренировку вербальной памяти. Но здесь непонятны многие моменты, например такой вопрос: развитие многозадачности — это необходимая в современном мире основа для реализации специальных способностей или, наоборот, помеха для их формирования?
Таким образом, в современных реалиях многозадачность встаёт в один ряд с другими общими способностями, такими как интеллект, креативность и обучаемость. А люди, обладающие высоким уровнем развития данной способности, то есть эффективно действующие в режиме многозадачности, получили название «суперзадачников». Поскольку повседневная жизнь наших детей навязывает формат многозадачности, системе образования следует внимательно отнестись к этому факту и, адаптируясь под этот новый формат, не только позволить, но и содействовать появлению всё большего количества молодых Цезарей.
Однако всё не так однозначно. При таком подходе есть большая вероятность попасть в ловушку многозадачности, когда и дети, и взрослые, получая удовлетворение от активной и разнообразной деятельности, попадают во власть целого ряда иллюзий.
- Иллюзия более быстрого одновременного решения нескольких задач. Выполнение многих дел одновременно связано с переключением между задачами, в итоге дела делаются с таким же результатом, но в целом более длительно. При переключении с задачи на задачу мозгу требуется время, чтобы начать работать над новой задачей. Есть данные, что при частом переключении потери времени могут быть огромны, вплоть до 40% от всего рабочего времени. Отказавшись от многозадачности, можно сэкономить до 16 часов рабочего времени в неделю.
- Иллюзия собственной эффективности. Более 70% студентов переоценивают собственные возможности в плане многозадачности. По разным данным, только от 5% до 25% действительно обладают этой способностью.
- Иллюзия охвата большого объёма информации. «Перегрузка» оперативной памяти большим количеством текущих дел мешает восприятию новой информации и связана с «размыванием» внимания.
- Иллюзия способности к многозадачности. Кажущаяся способность ребёнка к многозадачности на самом деле может быть всего лишь отражением проблемы с концентрацией внимания. Люди, которые действуют в режиме многозадачности, часто делают это потому, что им трудно сосредоточиться на одной задаче.
Эффективные многозадачники склонны к последовательности
Несмотря на все подводные камни, многозадачная реальность требует многозадачного человека. Пока немногочисленные данные эмпирических исследований говорят о том, что истинно способных к многозадачности людей рождается не так уж много. Но именно в цифровую эпоху эта способность становится как никогда востребованной, и поэтому её следует развивать с детства.
Суть современной медиамногозадачности — это скорее не столько параллельная обработка информационных стимулов, сколько способность к распределению ограниченных познавательных ресурсов. В детском возрасте отрабатываются механизмы активного переключения внимания в сочетании с набором высокоуровневых исполнительных процессов. Именно эти факторы позволяют осуществлять гибкую целенаправленную деятельность: планировать, избирательно уделять внимание главному, действовать в зависимости от текущей ситуации и общего контекста. Учёные доказывают, что эффективные «многозадачники» — это как раз те люди, которые стараются и более склонны действовать последовательно, а не делать несколько дел одновременно.
По данным МРТ, когда человек пытается работать с двумя и более задачами, происходит не параллельная обработка информации, а постоянное переключение с одной задачи на другую в передней префронтальной коре головного мозга. При этом информация о задаче удерживается с возможностью вернуться к ней и продолжить её выполнение с того момента, на котором остановился человек.
К исполнительным процессам обычно относятся постановка целей, планирование, гибкая смена когнитивных установок, торможение и контроль стимулов, распределение ресурсов внимания, некоторые функции рабочей памяти. Данный перечень учёные объединяют также термином «когнитивный контроль», рассматривая его как целостную модель исполнительных функций, где главную роль играет внимание. Кроме того, когнитивный контроль соотносят с саморегуляцией и программированием действий, с индивидуальным способом переработки информации и адаптации к среде. Неслучайно в условиях стремительных изменений и всё возрастающей неопределенности и сложности окружающей среды проблема когнитивного контроля выходит сегодня на одно из центральных мест в исследованиях феномена медиамногозадачности.
Если мы вспомним ещё одного великого «многозадачника» — Наполеона Бонапарта, то увидим, что он, хоть и пытался диктовать писцам одновременно по семь писем, отмечал важность не параллельной стратегии решения задач, а последовательной: «Когда я хочу отвлечься от некоторого дела, — говорил Наполеон, — я закрываю ящик, в котором оно хранится, и открываю другой. Два дела никогда не смешиваются, не беспокоят и не утомляют меня. Когда я хочу уснуть, я закрываю все ящики».
Главное — распределять ресурсы
Представленная выше пока ещё неполная и достаточно противоречивая картина по исследованию феномена многозадачности у детей и подростков всё же позволяет сделать несколько выводов.
- Во-первых, нет особых причин, чтобы излишне волноваться по поводу многозадачности, так же как и приходить в восторг от умения наших детей делать одновременно несколько дел.
- Во-вторых, сколько бы аргументов мы ни получали в пользу эффективности однозадачности, мы не повернём ход истории и научно-технического прогресса вспять и обречены справляться с жизнью в новом формате, в многозадачной реальности. Как-нибудь это делать не хочется, лучше — поэффективнее.
- В-третьих, многозадачный стиль деятельности становится не прерогативой редко встречающихся и особенно способных индивидов, а достаточно распространённой повседневной практикой в детской и молодёжной субкультурах. Поэтому развитие способности к многозадачности у детей и подростков — важная задача семьи и школы.
- В-четвертых, суть современной медиамногозадачности — это не параллельная обработка информационных стимулов, а способность к правильному распределению ограниченных познавательных ресурсов. Можно даже сказать, что сегодня это новая стратегия познания и действия в современном мире. Учитывая тренируемость такой способности и её востребованность, навыки многозадачности можно и нужно развивать
- В-пятых, многозадачность выполняет сегодня ряд важнейших функций:
а) адаптации к многоаспектной и насыщенной цифровой среде;
б) защиты от информационной перегрузки;
в) компенсации ограниченности когнитивных ресурсов в многозадачной реальности, например посредством переноса центра тяжести с концентрации внимания к умению переключаться и распределять своё внимание. По всем этим причинам феномен многозадачности требует особого внимания со стороны учёных и практиков.
Источник: журнал «Дети в информационном обществе» (выпуск №28).
Фото: Freepik.com