Поющие животные-роботы, обучающие счёту паровозы, книжки, которые сами читают сказки, — производители игрушек сегодня предлагают множество интерактивных вариантов. Существует также огромное количество обучающих и развивающих игр для планшета и телефона. Превратить детскую в выставку гаджетов или из принципа не покупать ребёнку современные игрушки? Узнали, что об этом думают эксперты.
Ирина Хангельдиева, профессор кафедры истории и философии образования ФПО МГУ имени М.В. Ломоносова |
София Королева, педагог-психолог, арт-терапевт |
Юлия Ларионова, |
Хочется, чтобы игрушки были не только красивыми, но интересными и полезными. Что должны учитывать родители, выбирая электронные игрушки?
Ирина Хангельдиева:
Мне трудно говорить о конкретных игрушках, но могу высказать несколько общих суждений. Они касаются всего, что связано с беспрецедентным развитием информационных технологий. Важно помнить, что любые технологии являются нейтральными по своей сути. Плюсами и минусами их наделяет только человек. Всё зависит от целеполагания, которое закладывается в использование той или иной технологии. В основу любой электронной игрушки закладывается функция (помочь ребёнку освоить какой-то конкретный навык) и цель (ради чего это нужно).
Приведу один пример, оценку каждый человек может дать свою. Сегодня маленькие дети, например, 3-х лет, могут успешно пользоваться смартфонами, в частности, увеличивать и уменьшать изображения, листать их. И когда сегодня малышу дают красочную обычную, а не интерактивную книжку, он разочаровывается, что картинки в этой книжке нельзя изменить по величине.
Один из практиков современной креативной педагогики Колмановский замечает, что для школьников часто бывает важным показать объект изучения либо предельно малым, либо большим, используя эффект микроскопа и телескопа. В интерактивных игрушках это сделать очень просто. Значит, современный малыш будет воспринимать мир ещё более разнообразным.
София Королева:
Наши дети растут в цифровом мире, поэтому бессмысленно избегать и отрицать то, что эта новая эпоха с новыми возможностями. Важно научить ребёнка правильно пользоваться ресурсами современной цифровой среды. Конечно, выбор игрушек сильно зависит от возраста. И главное, чтобы электронная игрушка не заменяла полностью родителей и ту полезную и важную игру, которую может поддержать взрослый, в которой развивается воображение.
Выбирая игрушку для ребёнка, обратите внимание на содержание, которое в неё зашито, насколько оно качественное. Например, есть микрофоны-караоке с детскими песенками. Важно, чтобы песни были исполнены правильно, чисто и соответствовали вашим музыкальным предпочтениям. Если это мультики или игрушки в планшете, то лучше выбирать то, что красиво нарисовано, что прививает вкус. Многие игрушки для малышей оснащены динамиками со звуками и сигналами. Но эти звуки порой бывают очень громким и пугают детей. Важно, чтобы громкость можно было регулировать, а лучше вообще отключать при необходимости.
Юлия Ларионова:
Если рассматривать этот вопрос в рамках монтессори-среды, то в группе 0-3 нет никаких электронных материалов и гаджетов. Монтессори-среда — это тщательно продуманное пространство, которое отвечает возрастным особенностям и интересам детей. Все материальны проходят тщательную проверку, каждый имеет свою цель и задачу.
В группе 3-6 есть магнитофон с наушниками и компакт-дисками. Дети знакомятся с классическими произведениями известных композиторов, звуками природы, пением птиц и звучанием различных животных. Дети сами выбирают, что им слушать. Если брать конкретный пример с магнитофоном, то здесь цель — это развитие слухового восприятия.
Я сама стараюсь не покупать электронные игрушки. Но, если бы мне пришлось задаться такой целью, я бы постаралась найти максимально реалистичный вариант. Как на внешний вид, так и по звучанию. Например, для совсем маленького ребёнка я бы купила что-то со звуками животного мира.
Если верить экспертам (например, доценту кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Екатерине Трифоновой и писательнице и педагогу Евгении Кац) современные развивающие игрушки нельзя назвать однозначно полезными, поскольку они не дают ребёнку возможности подключить фантазию и развивать образное мышление, приучают мыслить шаблонно. А как считаете вы? Чем полезны игрушки-гаджеты и в чем они уступают старым добрым матрёшкам и неваляшкам?
София Королева:
Игрушки-гаджеты приучают ребёнка ориентироваться в современной среде, в цифровой реальности. И они, безусловно, берут на себя большую часть внутренней работы мозга. Они за ребёнка думают, говорят, звучат. В некоторых случаях малышу вообще не приходится думать самому. Игрушка подскажет правильный ответ. Будь то буквы, цифры, цвета, предметы.
В то же время игрушки-гаджеты забирают часть работы родителей на себя. Например, игрушка разговаривает с ребёнком, даёт ему задания, вовлекая в познавательный процесс. У родителей не всегда есть на это время. Если взрослые заняты, а ребёнок читает книгу с помощью «Волшебной ручки», то это неплохо в том случае, если это не единственное для него развивающее занятие, а дополнительное. Лучше всего развивает ребёнка диалог со взрослым и игра. Но ресурсы взрослых ограничены. Если разумно использовать электронные гаджеты в развитии ребёнка, то они не навредят.
Юлия Ларионова:
В монтессори-среде очень много внимания уделяется развитию мелкой моторики, координации рук и подготовки руки к письму. Планшеты и прочие гаджеты не отвечают этим задачам. Сейчас часто можно встретить детей, которые хорошо ориентируются в гаджетах, но почти не говорят, плохо ладят с другими ребятами, не социализированы. Они просто не умеют и не знают, как это всё правильно делать. Мамам бывает удобно дать планшет и другие интерактивные игрушки, чтобы занять малыша. Но очень быстро это перерастает в зависимость. В итоге страдают все, получается замкнутый круг. Надо понимать, какую цель мы преследуем и что хотим развить, приобретая ту или иную игрушку.
Есть ли какие-то игрушки, которые обязательно необходимы ребёнку для гармоничного физического, психического, интеллектуального и эмоционального развития?
Ирина Хангельдиева:
Я считаю, что нельзя ставить вопрос альтернативно. Есть замечательное правило, которое начертано на фронтоне Дельфийского храма: «Ничего сверх меры». Думаю, что необходимо гармоничное сочетание традиционных и инновационных игрушек. Если отдать приоритет первым, то ребёнок будет не из своего времени, ему придётся навёрстывать и догонять его уже в более зрелом возрасте. Сегодня многие сетуют на то, что возник практически непреодолимый разрыв между поколениями, потому что представители старшего поколения не освоили новые технологии. Но если ребёнка ориентировать только на технологические игрушки, то он будет обделён культурными связями с прошлым и ему будут не понятны многие вещи. Человек не должен превратиться в робота, утратив эмоционально-чувственное начало, сострадательно-переживательные навыки. Но с другой стороны, он не должен бояться роботизации и автоматизации, надо относиться к ним естественным образом. Информатизация, глобализация, постиндустриализация и ещё много чего — результат естественного развития современной цивилизации, с которым необходимо считаться.
Юлия Ларионова:
В монтессори-группах есть деление игрушек по возрасту. Важно, чтобы они соответствовали уровню развития ребёнка, потому что так он будет чувствовать себя успешным и поймёт, что в состоянии сам позаниматься и сам убрать всё на место. Но основным методом Марии Монтессори является наблюдение — нужно наблюдать за поведением и интересами ребёнка, чтобы понять, что ему полезно. Например, для детей до 6-8 месяцев обычно используют Монтессори-мобили — наборы для развития захвата, грызунки, массажёры, погремушки. Но выделить конкретные игрушки сложно, потому что обустройство монтессори-комнаты предполагает несколько зон для полноценного развития, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Даже рабочие группы в детских центрах могут отличаться друг от друга, потому что выстраиваются для конкретной группы детей. От 6-8 месяцев до года это могут быть пирамидки, копилки, коробки с сокровищами, сенсорные дорожки и мешочки, специльные ходунки (ребёнок идёт, держась за них и толкая вперёд). От 1 года до 3 лет: всевозможные сортировки, пазлы, нанизывания, матрёшки.
София Королева:
Каждому возрасту соответствует свой набор игрушек. Младенцы учатся следить за погремушкой, реагировать на звук, сопровождать вещь взглядом. Электронные игрушки здесь заменяют взрослого с погремушкой и завораживают малыша. Но важно, чтобы их не было слишком много в повседневной жизни ребёнка. После полугода малышу интересно манипулировать простыми предметами. Если эти предметы издают звуки, то они активно привлекают внимание. Но это должны быть простые формы и достаточно мелодичные звуки. Какой-нибудь катающийся и орущий робот может напугать.Когда ребёнок делает попытки вкладывать геометрические фигурки, то звуковое подкрепление может повышать мотивацию для таких занятий.
Интеллектуальные возможности малыша развиваются с возрастом. И самое сложное подобрать игрушку, которая бы соответствовала уровню развития, не слишком опережая, но и не тормозя его. Конструкторы и пазлы, соответствующие возрасту, всегда полезны.
Опять же, никакие игрушки не заменят родителей. Читать и рассматривать картинки, обсуждать с ребёнком книжки — всё это играет значимую роль в развитии. Даже если вам кажется, что малыш ещё плохо понимает смысл происходящего. Для гармоничного развития полезна совместная творческая активность с ребёнком, которая развивает воображение и эмоциональную сферу: совместное рисование, работа с природными материалами, конструирование. Что же касается остальных игрушек: машинок или куколок, роботов или говорящих ручек, они могут быть полезны в умеренных количествах.
Текст: Ольга Щербакова