Закрыть

Технологии на уроке:
как преподают молодые учителя

Современные технологии делают процесс обучения интерактивным, а значит, более интересным для детей. Так ли это на самом деле? 6 молодых учителей из разных городов России рассказали, используют ли они на уроках гаджеты и онлайн-сервисы, повышает ли это интерес к предмету и успеваемость, а также поделились мнением о современной системе школьного образования.

Максим Козлов
Максим Козлов
22 года, Москва
Стаж — 4 года
Преподаёт химию в 6-11 классах
Школа №1329
ЧИТАТЬ
Мария Зайченко
Мария Зайченко
26 лет, Воронеж
Cтаж — 2 года
Преподаёт английский язык в 5-8 классах
Школа №30
Участница проекта «Учитель для России»
ЧИТАТЬ
Надежда Королева
Надежда Королева
29 лет, Москва
Стаж — 4 года
Работала в детских центрах в Берлине, преподавала в частной гимназии в Москве и была репетитором по немецкому языку. Сейчас координирует образовательные программы в Moscow Coding School
ЧИТАТЬ
Екатерина Букреева
Екатерина Букреева
23 года, Липецк
Стаж — 1 год
Преподаёт английский язык в 7-11 классах
Школа №3
ЧИТАТЬ
Андрей Филиппов
Андрей Филиппов
30 лет, Москва
Стаж — 5 лет
Преподаёт географию в 5-9 классах
Школа №554
Участник проекта «Учитель для России»
ЧИТАТЬ
Василий Ведерников
Василий Ведерников
39 лет, Пермь
Стаж — 17 лет
Преподаёт экономику на двух программах: общеобразовательная (10 класс) и международный бакалавриат (11 класс).
Лицей №10
ЧИТАТЬ
Максим Козлов
Максим Козлов

Как я стал учителем? Когда учился в школе, я много участвовал в олимпиадах по химии, начиная от школьной и заканчивая международной. После школы интерес к олимпиадам остался, но участвовал я в них уже в другом качестве: помогал в подготовке сборной России к международной олимпиаде, а также в московском химлицее готовил сборную Москвы ко Всероссийской олимпиаде. Ещё мне предложили вести кружок в школе. Так я и стал преподавать.

Какие современные технологии помогают мне преподавать? В основном это медиадоски, где можно не только писать, но и показывать видео и презентации. Но сразу хочу сказать, что на уроках химии самое главное для детей — это увидеть опыты своими глазами, а не просто решать химические уравнения и теоретически представлять, какая может быть реакция при взаимодействии тех или иных элементов. Поэтому никакие видео не заменят обычные опыты.

Некоторые я, конечно, показываю детям сам, но множество других интересных вещей я в школе сделать не могу, потому что нельзя задействовать токсичные (ртуть, свинец), редкие (иридий) элементы или просто потому что реакции протекают со взрывом. Тут на помощь и приходят видеоролики с YouTube.

Ещё один пример интерактива с учениками — презентации. Так, недавно мы начали проходить химию элементов. Я по очереди задаю некоторым ученикам элемент, они делают презентации, находят фотографии, видео и всё это показывают в течение урока. Интересно, что инициатива делать презентации про элементы пошла от учеников — изначально я просто задал подготовить доклады, а они сами выбрали более интересный им формат.

Что касается внеурочного времени, то со старшеклассниками я часто общаюсь в «Вконтакте». Они задают разные вопросы, просят дополнительные задания, присылают что-то на проверку.

Как реагируют дети? Им такой подход определённо нравится: когда ещё посмотришь, как человек кусает кусок индия или кто-то взрывает несколько килограммов натрия. Несмотря на то, что ученики, конечно, больше всего ждут «живые» практикумы, они всегда радуются, когда я говорю, что «сегодня мы будем смотреть видео про…»


Некоторые ученики активно включились в поиск дополнительных материалов к урокам, и благодаря им я узнал про интересный канал на YouTube — Thoisoi. Теперь я его всем рекомендую. Здесь много разных опытов, которые я сам ни разу не проводил. К тому же всё неплохо смонтировано. Ещё советую ученикам мобильную игру Atomas, которая помогает быстрее запоминать названия и символы элементов.

Как реагируют взрослые? Какой-то особой реакции со стороны других преподавателей я не встречал. Да и ничего особо революционного я не делаю — не мне первому пришла в голову идея показывать видео на уроках. Родители же иногда просят найти бумажную версию электронных материалов, которые я давал на уроках (в подготовке к занятиям мне, конечно, часто помогает интернет — можно найти множество архивов с материалами и неплохими учебниками).

Что ещё может сделать мои уроки лучше и интереснее? Я думаю, что для естественных наук в целом и для химии в частности важнее всего практикумы и только потом цифровые технологии. Я слышал, что в некоторых школах есть онлайн-практикумы: ученики тыкают мышками на одно вещество, потом на другое, и что-то с ними происходит. Мне кажется, это неудачный вариант, потому что чаще всего там представлены опыты, которые можно провести и в школьных условиях. Я понимаю, что зачастую причина такого подхода — отсутствие в школе оборудования и реактивов. Тем не менее ученикам интересно смотреть видео только о чём-то действительно необычном, что в школе не сделать. Например, как из жидкого галлия получают кристаллы. Но им не будет интересно смотреть, как кто-то сливает два раствора и получает осадочек — это можно и нужно делать самим.

Стал бы я что-то менять в современной системе школьного образования? Кардинально нет, но мне кажется, что в современных учебниках слишком много упрощений, которые делают химию нелогичной, противоречивой и в итоге только всё усложняют. А ещё они совсем не годятся для глубоко изучения предмета и для подготовки к олимпиадам.

Мария Зайченко
Мария Зайченко

Как я стала учителем? Я закончила Самарский государственный университет по специальности Международные отношения. Ещё учась в университете, я год преподавала английский в центре детского творчества. Затем, работая в международной организации, открыла для себя возможность путешествовать и вести обучающие семинары для молодёжи в разных странах. Получила также важный опыт, занимаясь обучением и развитием сотрудников в крупной российской компании, но меня тянуло в школу. И тут я узнала о проекте «Учитель для России» и отправилась работать учителем английского в Воронеж.

Какие современные технологии помогают мне преподавать? В школе, где я преподаю, почти в каждом классе есть работающий проектор, принтер, экран, колонки. А при подготовке к уроку я активно пользуюсь различными интернет-ресурсами.

На уроке обычно использую всё, что у меня есть: ноутбук (показываю видео и презентации), планшет (здесь у меня закачены книги и учебники), телефон (таймер, словарь). Порой детям даже нравится просто наблюдать за манипуляциями с этими устройствами. Я могу вывести через проектор экран своего мобильного телефона, открыть там раздел новостей во «Вконтакте» и предложить детям перевести и обсудить, что они видят.

Очень часто пользуюсь сайтом Британского совета по изучению английского языка для подростков. Здесь можно и посмотреть, и послушать, и найти разнообразные интересные задания.

На уроках мы также используем различные аутентичные материалы. Например, есть ресурс для обучения детей программированию Code.org. Мы «программировали» персонажей популярной игры MineCraft, придумывая им команды на английском языке. Также мы используем и электронное приложение к учебнику.

Для проверки знаний в тестовом формате использую ресурс Plickers.com. Детям раздаю карточки с QR-кодом. В зависимости оттого, какой стороной кода карточка повёрнута, можно понять, какой вариант ответа выбрал ученик. Вывожу вопросы теста на экран и сканирую ответы детей с помощью приложения на телефоне. Я мгновенно вижу статистику по классу и по каждому ученику. Это значительно облегчает мою работу, так как я не трачу много времени на проверку, а ребята получают быструю обратную связь и массу удовольствия от таких интерактивных тестов.

Должна сказать спасибо проекту «Учитель для России» — большую часть тех «фишек», которые я использую на уроках, я узнала или от коллег из проекта, или от методистов.

Как реагируют дети? Им очень нравятся такие уроки, они больше вовлечены в процесс. Пока им ещё это в новинку, расценивают всё как игру (в хорошем смысле).

Как реагируют взрослые? В нашей школе учителям интересно использовать новые технологии, но не всегда руки доходят, у многих большая нагрузка. Но, например, после педсовета, на котором я рассказывала про Plickers, несколько учителей подошли ко мне с вопросами по регистрации и использованию этого ресурса.

Что касается родителей, то они в целом довольны отзывами детей о моих уроках. Однажды я даже получила сообщение от одной из мам: «Спасибо, что даёте возможность наблюдать за жизнью дочери в школе». Кстати, она написала это в ClassDojo — это сервис, в котором можно поощрять детей, раздавая им баллы за хорошие результаты и отнимая за хулиганство или отсутствие домашнего задания, — используется в дополнение к оценкам.

Что ещё может сделать мои уроки лучше и интереснее? Мне бы хотелось попробовать работать с интерактивной доской. Я видела, какие возможности она открывает, например, я могу сохранить всё, что писали на доске во время урока, и отправить ребятам по е-mail. И даже если кто-то из учеников не успел что-то записать или вообще отсутствовал, то он сможет получить материал в полном объёме.

Стала бы я что-то менять в современной системе школьного образования? Ответ очень зависит от конкретной школы и конкретного учителя. Есть учебные заведения, где всем детям на уроках дают планшеты, а есть места, где у детей и дома нет компьютеров, а в школе при этом доска 50-х годов. Наша страна очень большая. Я точно знаю, что сейчас появляется и развивается огромное количество школ и образовательных проектов, которые оснащены по последнему слову техники. Знаю, что есть талантливые преподаватели, которые «на одной волне» с детьми, и могут показать им удивительный мир современных технологий. Я считаю, что сейчас необходимо использовать дополнительные цифровые возможности для обучения детей, потому что это современно, позволяет нам говорить с детьми на одном языке. Мы учим их не оторвано от жизни!

Надежда Королева
Надежда Королева

Как я стала учителем? 5 лет назад мне стало интересно пожить в другой стране, и я выбрала Германию. На мой взгляд, нет ничего более крутого, чем изучать культуру через работу с детьми. Так гораздо быстрее можно выучить язык, например, читая детям книжки. Я 3 года работала с детьми в Берлине в разных детских центрах. У нас, например, был проект о том, как уметь говорить «Нет». Мы с ребятами рассматривали различные ситуации и обсуждали, как важно, чтобы ребёнка слышали, считались с ним, учитывали его мнение (например, в гости пришли родственники и хотят потискать ребёнка, а он против — как тут быть?)

Ещё мы много читали. Была, например, книжка про мальчика, у которого развелись родители. В общем, были абсолютно жизненные истории, с которыми детям в возрасте 3-6 лет уже помогали справляться. После этого я работала в частной школе в Москве, занималась с ребятами во второй половине дня, помогала им с домашними заданиями по разным предметам.

Как мне помогали современные технологии? В московской школе у нас был экспериментальный класс: у каждого ребёнка был свой iPad, на котором было очень много развивающих приложений — их дети использовали во время занятий. Было здорово наблюдать, как скучные задания превращались в своего рода соревнования и дети хотели делать ещё и ещё. Также у нас была сенсорная школьная доска, мы часто использовали её во время изучения новых тем. Ещё я использовала тематические компьютерные игры, упражнения на различных онлайн-ресурсах, мобильные приложения, обучающие видеоролики на YouTube. Часто включала музыку, например, классическую, когда мы выполняли задания.

Как реагировали дети? Думаю, такой подход был им не столько интересен, сколько более понятен.

Как реагировали взрослые? Несмотря на то, что задумка с экспериментальным классом — это инициатива школы, учителя старшего поколения считали это скорее баловством. Сами они даже не пытались разобраться, как это работает, поэтому не применяли никакие современные технологии в своей работе. Я считаю, что это очень грустно и даёт абсолютно неправильный посыл — вместо того, чтобы понять, что появилось нового и как это можно применить, коллеги просто отрицают и всё. Что касается родителей, то они также настороженно относятся ко всем переменам. Не все, конечно, но многие.

Стала бы я что-то менять в современной системе школьного образования? Во-первых, я считаю, что сейчас необходимо использовать дополнительные цифровые возможности для обучения детей, потому что без них никак. Всё развивается, и подход к обучению тоже должен меняться. Так как всё стремительно устаревает, здорово применять новые техники. Во-вторых, я бы изменила сам подход к обучению и перешла бы скорее на модульную систему. Есть обязательные предметы, которых должно быть немного, а есть те предметы, которые могут быть факультативом. У меня в классе училась девочка из Вьетнама. Ей было ужасно сложно. Один из обязательных предметов — литературное чтение. Когда мы читали какую-то очередную былину, мне приходилось ей объяснять, что такое зарница, гонец и ещё кучу абсолютно ненужной информации. Она прекрасно рисовала, и вместо того, чтобы изучать то, что ей понадобится, она слушала то, о чём забудет через неделю. А ведь для неё в это время мог бы быть урок по дизайну. Я, конечно, возможно утрирую с этим примером, но суть именно в этом.

Ещё хочу отметить, что русские дети безумно-безумно загружены. И не играет роль Москва это или Берлин. У нас в Берлине был 5-летний русский мальчик, у которого каждый день были дополнительные занятия по математике, немецкому, русскому. С таким графиком через какое-то время у него начались истерики, потом проблемы посерьёзнее, но его мама была абсолютно уверена, что растит гения. Я категорически против такого подхода, в моём классе в гимназии у детей тоже был такой график, и я постоянно думала: «Боже, хорошо, что я уже взрослая». Обязательные уроки до с 8:30 до 14:30, потом дополнительные секции и кружки, потом выполнение домашнего задания, а потом неблизкий путь домой. И так всю неделю. Именно поэтому я для себя решила, что в российских школах больше никогда работать не буду — меня оттколкнуло отношение к детям в целом и их гиперзагруженность, я считаю это бессмысленным.

Екатерина Букреева
Екатерина Букреева

Как я стала учителем? История, честно говоря, не самая выдающаяся. Я поступила в педагогический университет на иняз, а потом не смогла больше никуда устроиться, кроме школы. Но внезапно мне работа в школе настолько понравилась, что никуда больше уходить не хочу, а хочу, как говорится, нести разумное, доброе и вечное в меру своих возможностей. Здесь прекрасная атмосфера и много стимулов для саморазвития.

Как мне помогают современные технологии? Я считаю, что сейчас необходимо использовать дополнительные цифровые возможности для обучения детей, потому что это позволяет сделать изучаемый предмет более интересным. Кроме того, такой подход помогает решить некоторые проблемы с дисциплиной. Например, с использованием мобильных телефонов на уроке — если всё интерактивно, интересно и урок настолько насыщен, то отвлекаться просто некогда!


Для подготовки к занятиям я часто использую интернет-источники. На уроках иногда мы смотрим тематические видео с YouTube. Например, когда изучали тему «Успешный человек», я показывала отрывок из музыкального шоу Britain's Got Talent с выступлением Сьюзан Бойл. Работая с ним, мы пришли к выводу, что необязательно быть молодым и красивым, чтобы стать успешным.

В будущем планирую использовать сервисы Google Classroom и/или Dropbox Papers, а также создать сайт с каталогом дополнительных заданий для своих учеников разных ступеней обучения. А вообще от ребят я часто требую выполнять проектные работы в виде презентаций — дети защищают свои работы, зачитывают текст, показывают и объясняют иллюстрации и при необходимости переводят отдельные слова/фразы и отвечают на вопросы.

Как реагируют дети? Как правило, именно интерактивные занятия влекут за собой большее количество дополнительных вопросов. После таких уроков ребята часто задерживаются, продолжают обсуждать содержание материала, часто хотят узнать больше подробностей по теме.

Как реагируют взрослые? Моя задумка и инициатива пока что не вызывает никакой реакции со стороны учителей и администрации школы. Возможно, потому что моя система работы с мультимедийными файлами и программами всё еще на стадии проекта. Насколько мне известно, молодые специалисты, другие преподаватели английского, а также учителя истории/обществознания и учителя информатики используют YouTube. А что касается родителей, то иногда слышу что-то вроде: «Опять им на уроке мультики включали».

Что ещё может сделать мои уроки лучше и интереснее? Хотелось бы иметь рабочие ноутбуки/планшеты с уже установленными программами, которые бы позволяли каждому ученику работать с материалом хотя бы на уроке, ведь не у всех есть смартфоны и/или компьютеры с подключением к интернету.

Стала бы я что-то менять в современной системе школьного образования? Я считаю, что процесс обучения по многим предметам необходимо сделать более гибким и мультимедийным, по максимуму использовать доступную информацию и устройства, а также объяснять ученикам основы интернет-этикета и приучать их к ответственности за создаваемый контент.

Думаю, что идеальный мультимедийный процесс обучения должен быть полноценной системой, а не какими-то эпизодическими урывками. Должна быть база, содержащая задания, к которой ученик может получить доступ как в школе, так и за её пределами. Технологии надо использовать постоянно, но при этом это должно происходить не бесконтрольно — учитель должен отобрать определённые ресурсы и программы, которым он обучит своих подопечных, и будет их координировать их использование. Я считаю, что нужно отходить от привычных бумажных носителей в пользу более интерактивных и электронных. Различные приложения и сайты также позволят ввести игровые элементы в процесс обучения с меньшими трудозатратами для учителя.

Вот так я, к примеру, вижу свой идеальный урок: после приветствия и речевой разминки учитель знакомит учеников с новой темой, после чего показывает им видео или презентацию по теме. Затем обсуждение, в процессе которого вводится новая лексика или отрабатываются грамматические правила. Потом ученики выполняют пару заданий из учебника, а затем переходят к интерактиву и выполняют задания, например, на планшетах или телефонах, после чего обсуждают самые частые ошибки с учителем и выясняют, как их исправить. В конце подводятся итоги урока, учитель задаёт домашнее задание, которое можно также выполнить в электронном виде (например, через заполняемые формы) и сдать на проверку по электронной почте.

Андрей Филиппов
Андрей Филиппов

Как я стал учителем? Я учился на факультете географии и геоэкологии Тверского университета, затем пошёл в аспирантуру и 6 лет проработал в университете: сначала лаборантом на кафедре, на которой учился, потом ассистентом, затем старшим преподавателем. С 2012 года работаю в школе. Первый раз это вышло случайно — знакомая учительница географии увольнялась и предложила мне пойти на её место. Я решил проверить себя, смогу или нет. Такой челлендж получился. Мне показалось, у меня стало получаться, и в итоге я уже 5 лет в школе. В 2015 году я прошёл отбор на участие в программе «Учитель для России» и устроился в московскую школу №554, где и работаю до сих пор.

Как мне помогают современные технологии? Начну хотя бы с того, что в московских школах уже нет бумажных журналов, только электронные. То есть современные технологии не просто помогают, они уже необходимы. Без компьютера и интернета жизнь учителя и ученика невозможна. И, конечно, на уроках я постоянно использую интернет, мультимедийную доску, показываю ребятам фильмы, обучающие видеоролики, презентации, изображения (схемы, графики, рисунки, таблицы).

Я знакомлю ребят с достоверными источниками информации. Это необходимо, потому что неподготовленный интернет-пользователь, особенно ребёнок, легко может в них запутаться. Избыток данных может затруднить процесс обучения. Отфильтровать информацию помогает знание проверенных источников и умение работать с ними. Зачем нам это на уроках географии? Статистические данные в социально-экономической географии меняются гораздо быстрее, чем в физической, поэтому информация в учебниках даже двух-трёхлетней давности часто не соответствует действительности. Так что на уроках в 8-10 классах нам с ребятами нужна свежая статистика. Пример надёжного источника в нашем случае — сайт Федеральной службы государственной статистики. Впервые знакомство с ним происходит в 8 классе при изучении темы «Население России». Затем в 9 — при изучении хозяйства регионов России, ученики уже самостоятельно находят необходимую информацию на сайте и обрабатывают её (строят графики, диаграммы и делают их анализ).

В нашей работе мы также обращаемся к различным сервисам, наглядно показывающим географические явления и процессы. Хороший пример — сайт Earth.nullschool.net. Он позволяет в режиме реального времени посмотреть скорость и направление ветра, температуру, влажность, давление воздуха, облачность и другие показатели в любой части света. Сервис даёт возможность посмотреть метеорологические показатели на ближайшие часы и дни. Эти данные помогут сделать собственный прогноз погоды и затем проследить его достоверность. Сайт полезен при изучении тем «Атмосфера и климат» (6-8 класс). Кстати, ещё один удобный инструмент для создания собственных прогнозов погоды является сервис Foreca. Он тоже позволяет наглядно посмотреть процесс перемещения воздушных масс и сделать прогноз погоды для своего населённого пункта.

Универсальными инструментами мне представляются сервисы, позволяющие посмотреть онлайн-трансляцию веб-камер из разных точек планеты. Эти сервисы — яркое дополнение к урокам географии, они удачно встраиваются во многие темы школьной программы (например, «Часовые зоны», страноведческие темы в 7 и 10 классах).


На уроках мы часто используем программу Google Earth. Это удобное дополнение к школьному атласу, настенным картам и глобусу. Сервис позволяет подробно рассмотреть любой участок земной поверхности, совершить виртуальное путешествие в любой город или на природный объект.

Ещё использую сервис thetruesize.com. С его помощью можно посмотреть реальные размеры материков, островов и стран. Зачем? Широко распространённые карты, построенные в проекции Меркатора, известны сильными искажениями площадей географических объектов. Зачастую у школьников, которые ими пользуются, возникает неверное восприятие размеров государств и континентов. Сервис позволяет перемещать по карте любую страну, остров или материк и наблюдать изменение его площади в зависимости от географической широты. К сервису мы обращаемся в 5 и 7 классах, изучая темы «Географическая карта» и «Карты материков и океанов».

Но и это ещё далеко не всё. Не обходятся наши уроки и без игр. Я уверен, что игровые технологии на уроках географии не только облегчают усвоение учебного материала, но также:
- дают новые возможности для развития творческих способностей учеников;
- повышают мотивацию к обучению;
- активизируют познавательную деятельность;
- формируют активную жизненную позицию в современном обществе.

Сейчас можно найти достаточно много географических онлайн-игр. Приведу несколько примеров.

Суть сетевой игры GeoGuessr — в идентификации географических объектов. Игра показывает кадр из панорам Google Maps и предлагает угадать, где он был сделан. Можно создавать игры/соревнования, в которых надо опознать 5 объектов в течение определённого времени. За правильные ответы начисляются баллы. Чтобы угадать объект, необходимо обращать внимание на природу, дома, дороги, прочие объекты инфраструктуры. Игра позволяет проверить знания как физической, так и социально-экономической географии. Кроме того, она подходит как учащимся 7-х классов (например, для закрепления темы «Природные зоны Африки» (Азии, Америки и т.д.)), так и для более старших классов.

Также в интернете сейчас можно найти очень много флеш-игр. Смысл их, как правило, сводится к идентификации географических объектов по карте. Использование подобных игр поможет при проверке географической номенклатуры. В играх обычно есть режим «на время», то есть можно организовать соревновательный момент.

SimCity (2013) — компьютерная игра в жанре «градостроительный симулятор». Суть процесса сводится к созданию города, строительству жилых, коммерческих промышленных зон, инфраструктуры и сбору налогов для дальнейшего развития города. В игре, как и в реальном мире, важно повышать уровень жизни населения и поддерживать баланс между разными секторами, в противном случае населённый пункт может прийти в упадок и даже обанкротиться. Для решения задач в игре необходимо применение географического мышления. Ччтобы построить успешный, хорошо развитый город, нужно знать главные природные закономерности и основы географии населения. В игре есть возможность развивать не один город, а два или более, то есть в распоряжении игрока есть территория (часто остров), и задача сводится к оптимизации территориальной организации. Игрок сам выбирает отрасль специализации острова (можно сделать выбор в сторону промышленности, науки или туризма). Конечно, во время урока организовать игру всего класса очень трудно (если не сказать — невозможно). Поэтому это у нас домашнее задание. Ребята играют дома, а в качестве отчёта предоставляют скриншот или сейв-файл. Иллюстрация: techexclusive.net

Как реагируют дети? Обычно предложение поиграть в компьютерные игры приветствуется. Ребятам это близко. Такое домашнее задание с удовольствием выполняется и является хорошим примером совмещения приятного с полезным. И вообще подход с применением различных технологий им нравится. У них повышается мотвация к обучению, класс становится более активным во время занятий, повышается успеваемость (особенно у слабых учеников).

Как реагируют взрослые? Всё это моя инициатива, но коллеги и руководство поддерживают. А родители часто говорят слова благодарности. Но некоторые с подозрением относятся к домашним заданиям, если оно заключается в том, чтобы поиграть в компьютерную игру.

Что ещё может сделать мои уроки лучше и интереснее? В принципе, сейчас мне хватает ноутбука, проектора и интернета.

Стал бы я что-то менять в современной системе школьного образования? Во многих школах нет соответствующего оборудования, а учителя зачастую не готовы использовать информационно-коммуникационные технологии, так как сами часто ими не владеют. И это проблема, хотя современный образовательный стандарт обязывает учителей развивать у детей ИК-компетенцию. Я считаю, что технологии уже неотъемлемая часть жизни детей. Она неразрывно связана с интернетом, компьютером, смартфоном. Им понятнее и легче, когда с ними разговаривают на их языке, используют привычные им средства. Однако я думаю, что любые образовательные технологии нужно использовать дозированно. Если я на каждом уроке буду играть в игры и показывать фильмы — ничего хорошего не будет.

Василий Ведерников
Василий Ведерников

Как я стал учителем? Ещё со школьных лет почувствовал, что учить — моё призвание. Однако стать учителем не мечтал из-за небольших зарплат учительской братии. Всё произошло довольно случайно, учителем я стал в 2000 году. Но я об этом ни капли не пожалел. И до сих пор убеждаюсь, что это то, чем я люблю и должен заниматься.

Как мне помогают современные технологии? Во-первых, я считаю, что сейчас необходимо использовать дополнительные цифровые возможности для обучения детей, потому что мир сильно изменился и продолжает меняться: теперь нет необходимости долго хранить информацию в голове, её можно в любой момент найти в сети; на первый план выходят такие вещи, как поиск и анализ необходимой информации.

И в этом очень помогают современные технологии. Я глубоко убеждён, что их использование и игровой подход дают фору всем остальным. К сожалению, в такой форме чисто по определению не могут проходить абсолютно все уроки. Поэтому тут главное выдержать золотую середину. Честно говоря, предмет, который я веду, выходит за рамки общеобразовательного пула, поэтому у меня есть определённая свобода.

Я часто использую видеолекции и другие образовательные ролики на YouTube, огромное количество ресурсов со статической информацией, которую мы используем для выполнения разных исследований. Также мне нравятся ресурсы, которые представляют возможность провести экспресс-диагностику знаний с помощью смартфона (plickers.com), и сервисы, с помощью которых я могу сделать красивые презентации к уроку (prezi.com). Ещё иногда мы играем в игры. Например, в финансовый футбол.

Как реагируют дети? Самое главное — это, конечно же, интерес и возможность по инерции обсудить более серьёзные вещи, что непременно сказывается и на успеваемости, и на активности, и сближает учителя с учениками.

Как реагируют взрослые? Я, конечно же, опираюсь на поддержку своих коллег и администрации школы, хотя разный интерактив во время занятий — это моя личная инициатива. А вот обратной связи с родителями на этот счёт пока никакой нет.

Что ещё может сделать мои уроки лучше и интереснее? Трудно придумать что-то по поводу оборудования, но вот необычный формат урока, вернее говоря, даже не совсем урока, есть. Это формат, предполагающий недельное погружение в экономический мир, который создаётся, например, на территории школы силами учащихся, учителей и администрации школы. Этот микромир представляет собой уменьшенную копию реально действующей экономики. Там есть всё: фирмы, покупатели и органы государственного управления, свои деньги и т.п. Школьники получают неоценимый опыт.

Стал бы я что-то менять в современной системе школьного образования? Школа, к сожалению, несколько запаздывает. Я бы лично дал школам больше свободы в выборе образовательных программ. Позитивный опыт будет поощряться, а негативный со временем исчезнет с рынка. А такая система в целом будет оперативнее реагировать на потребности общества.

Текст: Анастасия Черных