Закрыть

Подходит ли онлайн-обучение детям?

Про дистанционное образование говорят много и часто. Сейчас онлайн-курсы на любой вкус могут найти не только взрослые, но и дети — начиная от более-менее традиционных скайп-занятий по иностранному языку, заканчивая шахматами и программированием. Эффективен ли этот формат для детей? Помогает ли такой интерактив замотивировать и заинтересовать ребёнка учёбой? В каком возрасте лучше начинать? Эксперты из разных образовательных учреждений, создатели онлайн-школ, преподаватели поделились своим опытом и наблюдениями.

Тамара Бэллис

Основатель и тренер-преподаватель онлайн-школы шахмат «Фианкетто»

ЧИТАТЬ

Екатерина Бодрова

Методист билингвального детского сада Piccoloshool

ЧИТАТЬ

Полина Грицовец

Основатель онлайн-школы программирования для детей «Айтигенио»

ЧИТАТЬ

Юлия Черепанова

Преподаватель английского языка, академический директор Школы иностранных языков ITEC

ЧИТАТЬ

Максим Сундалов

Руководитель онлайн-школы английского языка Englishdom

ЧИТАТЬ

Татьяна Яничева

Кандидат психологических наук, директор центра психологического развития и обучения детей «Архитектура Будущего»

ЧИТАТЬ

Николай Французов

Научный сотрудник, нейропсихолог компании «Викиум»

ЧИТАТЬ




Тамара Бэллис

Более шести лет я обучаю детей шахматам, преподавала в пяти шахматных клубах (в России и Европе). Сначала это были очные занятия. Потом я переехала в другой город, а мои ученики не хотели прекращать занятия и менять тренера. Родители предложили продолжить уроки в онлайн-формате. Через некоторое время я поняла, что он ничем не хуже очного обучения. Тогда и решила основать шахматную онлайн-школу для детей по всему миру.

Методика преподавания почти не отличается от реальных занятий. Мы распределяем учебное время на изучение теории, отработку практических навыков игры в шахматы и даём домашние задания. Наши занятия — это уроки по скайпу с использованием специальных шахматных программ и онлайн-учебников.

Родители воспринимают онлайн-обучение как большой плюс, потому что это экономия времени, комфортная домашняя обстановка, индивидуальный подход к ребёнку и более низкая цена, чем за очные уроки с тренером. Со стороны детей я замечаю не только интерес к шахматам, но и к самому формату обучения: для ребёнка онлайн-занятия — это возможность самостоятельно пользоваться компьютером и ощутить себя важной частью образовательного процесса.

Современные дети растут в цифровой среде, и мы интегрируем в неё образовательные процессы. Плюс онлайн-обучения — в доступности из любой точки планеты. А из минусов, говоря именно об онлайн-шахматах, мне сложно что-то назвать. Возможно, единственная возможная помеха для занятий — неполадки со связью.

У нас нет проблем и с дисциплиной. Дети занимаются с удовольствием. Так сложилось, что большинство шахматистов (даже маленького возраста) — довольно спокойные и сообразительные ребята. Для четырёхлетних детей желательно присутствие на занятии одного из родителей. С семи лет можно заниматься самостоятельно. При этом важно, чтобы ребёнок был собран, сфокусирован и мог записать услышанное. Многие из наших учеников любят поболтать. Перед началом тренировки, чтобы наладить коммуникационный процесс, я обычно интересуюсь, как у ребёнка дела, как прошёл его день, что интересного случилось с момента нашей последней встречи.

Я уверена, что онлайн-обучение — это новый подход к образовательному процессу, за которым стоит будущее. При таком формате занятий дети проявляют активный интерес к предмету и с нетерпением ждут продолжения.

Екатерина Бодрова

Онлайн-обучение неэффективно для детей дошкольного возраста. Внедрять систему интернет-образования рекомендуется не ранее, чем с 7-9 лет, когда ребёнок готов усваивать информацию в таком виде. Дело в том, что такой формат нарушает важные принципы обучения дошколят.

Во-первых, принцип смены деятельности. Дети в дошкольном возрасте имеют нестойкое внимание, из-за чего процесс их обучения требует больших усилий от педагогов. Необходимо часто сменять виды активной и пассивной деятельности, а онлайн-обучение предполагает, что ребёнок привязан к компьютеру для связи с педагогом.

Во-вторых, принцип наглядности. Для познания нового дошкольникам необходимо не только всё увидеть, но и потрогать. Именно через тактильные ощущения и зрительные образы у ребёнка происходит формирование мыслительной деятельности. Например, чтобы научиться считать в уме, необходимо много раз практиковаться в счёте на реальных предметах: кубиках, палочках и других дидактических материалах.

В-третьих, принцип активного участия детей в процессе обучения. Он предполагает, что ребёнок усваивает только те знания, которые вызвали у него интерес. Наиболее эффективным является процесс обретения знаний, когда ребёнок увлеченно участвует в их получении, сам ищет решения в специально созданной педагогом ситуации.

В-четвертых, принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку. Выявить индивидуальные особенности малыша можно только в процессе постоянного наблюдения за ним в различных ситуациях. Поэтому важно иметь личный контакт и живые эмоциональные реакции между педагогом и ребёнком. При онлайн-обучении сложно получить такую обратную связь.

Суммируя вышесказанное, онлайн-обучение более эффективно применять, начиная со школьного возраста. Дошкольный возраст — это время познания окружающего мира через игру, открытия и исследовательскую деятельность.

Полина Грицовец

Раньше у нас с мужем был обычный компьютерный класс. Но больше года назад мы полностью отказались от очных занятий и теперь работаем по скайпу более чем с 200 учениками по всему миру. Я считаю, что онлайн-обучение намного эффективнее. Особенно если цель — действительно научиться. Вот несколько приятных особенностей онлайн-формата:

1. Ребёнку не надо никуда ездить, тратить время на дорогу. Не нужно думать, что надеть, как выглядеть (особенно это важно для девочек).

2. Комфорт. Ученик занимается дома, в удобном кресле за своим компьютером.

3. Качество занятий. Думаю, в случае с программированием онлайн-занятия намного удобнее, чем групповые или индивидуальные уроки с репетитором — каждый за своим монитором, учитель всегда видит экран ученика и любые его действия, поэтому легко может вовремя подсказать и помочь.

4. Непрерывность обучения. Можно заниматься из любой точки мира. Даже если ребёнок на каникулы уезжает на море или к бабушке в деревню, при желании занятия можно не прерывать. Главное, чтобы был интернет. Или если вы с семьёй переехали в другую страну, но хотите чтобы ребёнок не забывал родной язык, получая при этом навыки программирования, то такой формат занятий тоже отличный вариант для вас.

5. Гибкий график. Можно заниматься в любое время суток и в любой день недели. Так часто, как только хочется. С репетитором или группой так не получится.

Ещё одно важное отличие от очных групповых занятий в том, что ребёнок не отвлекается на других ребят и не нервничает. Обычно на групповых курсах дети очень разные: по возрасту, уровню, степени мотивации. Кому-то интересно учиться программировать, а кого-то заставили родители — и он «отсиживает» занятия, мешая всем вокруг. Дети бывают злыми по отношению друг к другу, могут смеяться, если что-то не получилось. И ребёнок будет бояться задать вопрос при всех. А на онлайн-занятиях он общается только с преподавателем, он может спросить всё, что угодно. Ему не надо стесняться, его никто не отвлекает, он сосредотачивается на работе. А преподаватель не тратит время на дисциплину.

Не могу говорить про другие занятия, но если ребёнку интересно научиться программировать, создавать свои игры и проекты, то одному ему будет комфортнее, чем в группе. Программирование — интровертный процесс. Нужно погружаться в программу, решать её. Посторонние шумы, разговоры будут мешать. Конечно, есть ребята, которые ходят на очные курсы, чтобы «потусить», пообщаться. Таким детям онлайн-занятия не придутся по духу, потому что на них нужно работать, не получится просто их «отсидеть». Преподаватель всегда тебя контролирует и видит, что ты делаешь.

От возраста процесс онлайн-обучения не зависит (разве что задания подбираются разные). Даже если ребёнок ещё не очень уверенный пользователь компьютера, ему будет комфортнее заниматься у себя дома в спокойной обстановке и под руководством преподавателя делать свои первые шаги.

Повышает ли такой интерактивный формат мотивацию к обучению? Я думаю, что тут большую роль играет преподаватель. Если произошла «магия», и ученик и преподаватель оказались на одной волне, то мотивация учиться будет большой. Сейчас детей не особо удивишь каким-то интерактивом. Да, технически это удобно. Не надо никуда ездить, открыл дома ноутбук и занимаешься. Но если тебе неинтересно и преподаватель не смог тебя «зажечь», то нет разницы онлайн это занятия или очные.

Юлия Черепанова

Несмотря на то, что онлайн-обучение легко организовать, и оно, как правило, дешевле традиционных уроков, во многих случаях оно всё же значительно уступает по эффективности очным занятиям. Особенно это заметно при обучении иностранным языкам. Сейчас учить, например, английский предлагается на специальных онлайн-платформах и с преподавателем по скайпу.

Онлайн-платформы помогают зазубрить новые слова и правила. Однако этого недостаточно, чтобы ребёнок начал применять полученные знания в жизни. Чтобы выучить язык, на нём нужно разговаривать, все новые слова и грамматику необходимо применить в речи, иначе они так и останутся в пассиве, а позже просто забудутся. Разговорная практика — основа всего обучения. Поэтому занятия на онлайн-платформах можно использовать как дополнение к очным урокам, но не как их замену.

Другой популярный способ онлайн изучения языков — уроки по скайпу. Есть несколько причин, почему этот формат плохо работает с детьми (говорим про возраст до 13-14 лет).

1. Восприятие. Дети используют широкий спектр чувств, чтобы учиться: зрение, слух, осязание, моторику, обоняние. При этом движение играет для них несопоставимо бóльшую роль, чем для взрослых. На очных занятиях преподаватель может использовать карточки, мячи, реальные предметы, игрушки, двигательные и ролевые игры. В скайпе учитель вынужден ограничиваться визуальным и звуковым рядом, нет возможности творческого использования пространства (ребёнок прикован к экрану компьютера). Это существенно снижает эффективность обучения и вовлечённость ученика в процесс.

2. Смена деятельности. В зависимости от возраста, ребёнок может удерживать внимание на одном виде деятельности не дольше определённого промежутка времени (от 2 минут в 4 года до 10 минут в 13-14 лет). А это значит, что для эффективного использования времени урока преподаватель должен постоянно переключаться — разговор, движение, аудирование, песня, игра, раскладывание пазла и так далее. Скайп-уроки более однообразны и возможностей для переключения намного меньше, а значит, ребёнок быстрее устаёт и хуже запоминает новый материал.

3. Мотивация. Третья проблема скайп-уроков — отсутствие персонального контакта преподавателя с учеником. Все практикующие преподаватели признают, что наладить доверие и взаимопонимание при дистанционном обучении намного сложнее, чем при личном общении. При этом контакт с преподавателем — ключевой момент при обучении ребёнка языку. В отличие от взрослых, дети не ощущают практическую необходимость изучения языка. Их мотивирует другое — доверительная и комфортная атмосфера на уроке, контакт с преподавателем, интересные задания. Если такого контакта не возникает, обучение не принесёт желаемого результата — тест ребёнок может и сдаст, а вот говорить на иностранном языке не научится.

Максим Сундалов

Если говорить об иностранных языках, то нужно сразу сказать, что начинать занятия важно тогда, когда ребёнок уверенно говорит на родном языке. Если существуют малейшие дефекты дикции, учить иностранные языки ни онлайн, ни оффлайн нельзя.

Основываясь на своём опыте и опыте преподавателей нашей школы, могу с уверенностью сказать, что эффективным обучение онлайн будет, если ребёнок не младше 9 лет, иначе без помощи родителей удержать его внимание во время занятий будет невозможно. Как правило, дети идут в школу с 7 лет и первые год-полтора привыкают к дисциплине, у них развивается усидчивость, они учатся воспринимать преподавателя. И как раз к 9 годам они готовы к дистанционному обучению.

Разумеется, на всем детям подходит такой формат, как, в общем-то, и взрослым — всё зависит от темперамента. Но в большинстве случаев дети воспринимают возможность «учиться по компьютеру» на ура. Кроме того, стеснительным деткам гораздо проще учиться с преподавателем один на один и не бояться своих ошибок.

Самая существенная разница между обычными уроками с репетитором и дистанционными уроками — это уровень комфорта для ребёнка. Дети больше готовы раскрыться, занимаясь дистанционно, ведь они находятся дома, в привычной и спокойной для них атмосфере, а преподаватель не висит над душой. И родители рядом, на всякий случай (что удобно и для них самих). К примеру, одна из наших студенток из Южно-Сахалинска начала заниматься в нашей школе по настоянию своей мамы, так как в школе успехи были не очень. Но довольно быстро она вовлеклась в учебный процесс, так как занятия проходили в комфортной домашней обстановке. Спустя полгода обучения студентка даже приняла участие в местной школьной олимпиаде, в которой заняла второе место. По словам её мамы, это случилось именно благодаря такому формату занятий.

Ещё один важнейший положительный фактор — это возможность применять цифровые технологии: 3D-анимация, элементы виртуальной реальности, геймификация — все эти фишки очень увлекательны. Если сравнивать привычный формат оффлайн-уроков с интерактивным, то в последнем абсолютно другая подача материала, поскольку, мне кажется, онлайн-школы прогрессивнее и креативнее подходят к процессу обучения.

В качестве примера можно взять нашу платформу, которая разрабатывалась как альтернатива традиционным учебникам. Это и самые популярные видео (а сейчас это могут быть даже прогулки по замку или музею в формате 360 градусов), и аудио (топовые песни и клипы) вместо привычных текстов (хотя это могут быть и увлекательные статьи из популярных иностранных изданий). После их прослушивания или просмотра даётся ряд интерактивных заданий, где студенту нужно буквально перетащить слово в нужное место на экране или расставить предложения в правильном порядке. Кроме того, нужно собирать слова или же целые предложения из кусочков, как собирают пазл. В урок также обязательно заложены игровые элементы, забавные опросники, загадки.

Стоит также учесть, что нынешнее поколение детей — это цифровое поколение. Они быстрее учатся пользоваться планшетами и смартфонами, им интересны технологии и наука. Таким людям проще переписываться, чем созваниваться, а общение дистанционно комфортнее, чем живое.

Татьяна Яничева

Отменить или приостановить научно-технический прогресс невозможно, да и бессмысленно. Не признавать тот факт, что в образовании появились разнообразные новые, зачастую весьма эффективные форматы, по меньшей мере, глупо. И всё же, принимая потенциальные упрёки в консерватизме, обозначим ряд ограничений онлайн-обучения по сравнению с обучением в реальном взаимодействии.

Научить можно, социализировать сомнительно
Любое обучение (математике, плаванию, катанию на горных лыжах или хоровому пению) направлено на то, чтобы в результате были усвоены знания, сформировались умения и навыки, нынче принято употреблять термин — компетенции.

Но помимо этого, в традиционном обучении (не всегда целенаправленно) решаются глобальные задачи развития личности — формируется характер, самооценка, стиль общения, особенности социальной мотивации (стремления к успеху или избегания неудачи). А ещё усваиваются культурные нормы, правила, традиции, возникает и развивается система ценностей. Способом решения всех задач личностного развития является общение. Чем больше и разнообразнее опыт коммуникации с различными людьми в различных обстоятельствах, тем увереннее и успешнее человек. Приобрести же бесценный опыт общения можно только в реальном взаимодействии, будучи его непосредственным участником.

Педагог — модель для усвоения опыта
Важнейшим механизмом усвоения опыта является подражание, для копирования поведения нужны модели. В традиционном обучении такие возможности возникают в процессе общения педагога и ребёнка. А кто становится моделью в онлайн-обучении?

Самооценка, мотивация, поддержка и стимулирование
Обучая в реальном общении, взрослый может оперативно реагировать на успешность выполнения задания, решая, что целесообразно в данный момент для конкретного ученика — указать на ошибку, просто помочь справиться с заданием, похвалить, дать более сложную задачу. Конечно, в современных обучающих программах всё это учтено, скажете вы, но только живой человек может заметить и учесть эмоции, состояние, настроение ученика. А для самооценки, например, зачастую важнее не сам факт решения задачи, а реакция на это других людей. Значимость такой «живой» обратной связи особенно важна в дошкольном и раннем школьном возрасте.

С мотивацией дело обстоит также непросто. Для успешных, ориентированных на результат ребят педагог может быть не столь важен, им интересен предмет, содержание. Тем же детям и подросткам, у которых мотивация к обучению невысока, успехи сомнительны, интересы не сформированы, необходим хороший педагог, который в непосредственным общении сможет найти «ключик» и помочь справиться с трудностями.

Почему не родитель?
Моделировать поведение, оказывать поддержку, давать индивидуализированную обратную связь может и должен родитель, скажете вы. Да, может, да, должен, но только родитель важен только в раннем возрасте. Мир не исчерпывается теплотой и комфортом семьи. По мере взросления сфера коммуникации должна расширяться, необходим опыт общения с другими взрослыми, что и происходит в любом процессе обучения — в школе, кружке, спортивной секции.

И, наконец, сверстники…
Если для дошкольника и младшего школьника важно в процессе обучения реальное взаимодействие с педагогом, то для подростка на первое место выходят сверстники, общение с которыми является в этом возрасте одной из ключевых потребностей. Онлайн-обучение минимизирует групповой формат работы, что сказывается не столько на эффективности собственно обучения, сколько на формировании базовых жизненных навыков, так популярных в современном образовательном дискурсе, — soft-skills. Речь идёт о навыках ведения дискуссии, принятия решений, понимания собеседника, оказания поддержки, уверенности, самостоятельности и ответственности. Всему этому можно научиться только в реальном контакте со сверстниками, получая от них обратную связь, сравнивая свои результаты с их успехами, ощущая свою принадлежность к группе.

Николай Французов

Когда я работал в школе и принимал участие в психолого-медико-педагогической комиссии, столкнулся с таким случаем: ребёнок плохо выговаривал некоторые буквы, из-за чего смущался и практически не разговаривал. Перед комиссией он не произнёс ни слова, не отреагировал ни на одну игру. В результате у него определили общее недоразвитие речи. И перевели на индивидуальное обучение и курс онлайн-программ — по итогу они не принесли положительных результатов. Когда в дальнейшем ребёнок всё же поступил в обычную школу, ему пришлось многое нагонять по прошедшей программе. Он сильно отставал от своих школьных товарищей, так как не знал многих основ и его знания были бессистемны. Помимо этого, ему потребовалось длительное время для социальной адаптации.

Я считаю, что онлайн-обучение, предполагающее выполнение упражнений без живого персонального взаимодействия, является не в полной мере эффективным. Этот метод может выполнять вспомогательную роль в основном процессе обучения, предоставляя комплекс дидактических функций: сообщения знаний, повторения, контрольные программы и так далее. Вся эффективность метода связана с воздействием наглядных образов, дидактическая роль которых может быть реализована только при их сочетании с упражнениями и тестами, представленными в электронном виде. Очевидно, что эффективность будет зависеть во многом от качества программного материала, создание которого может быть только результатом совместных усилий специалистов. Создание подобного материала предполагает высокий уровень квалификации со стороны не только преподавателей (ведущих курсов, учителей), но и самих программистов. При всех привлекательных достоинствах (мобильность, доступность, удобства) онлайн-метод обучения нельзя абсолютизировать. На данный момент опыт его использования обнаруживает ряд недостатков:

  • его реализация слабо стимулирует развитие навыков живой речи, абстрактного мышления;
  • нет учёта индивидуальных особенностей развития учащегося;
  • нет как таковых мотивов обучения (внешнего — оценочного, внутреннего — предполагающего стремления учащегося);
  • нет живого взаимодействия с личностью преподавателя и возможности получать ответы на дополнительные вопросы, порой не относящиеся к курсу обучения;
  • частая оторванность знаний от общей логики учебного процесса.

Поэтому использование онлайн-обучения может быть эффективным при условии сочетания с другими, традиционными методами.

Обучение призвано давать детям подлинно научные понятия, развивать у них научное мышление и способности к дальнейшему самостоятельному овладению всё нарастающим количеством новых научных знаний. Дополнительно одним из лучших орудий воспитания является личность педагога, тот пример, который он подаёт воспитанникам. Именно педагог призван без фальши, через совместную деятельность разворачивать всю систему ориентиров, направленную на формирование знаний и личности ребёнка.



Фото: личный архив экспертов, freepik.com