Выбор профессии — дело не из простых. Эксперты «Антирабства» подготовили несколько рекомендаций, чтобы вам было проще помочь ребёнку сделать этот жизненно важный шаг.
Совет №1: определите интересы ребёнка
У выпускника школы ещё нет нужного опыта, и он не понимает, как его интересы и увлечения могут трансформироваться в профессию. Родители, в свою очередь, могут подсказать, как эти вещи могут быть связаны.
Например, если ребёнок увлекается компьютерными играми, то на роль будущей профессии подойдёт гейм-дизайн, разработка или другие направления игровой индустрии.
Если он увлекается рисованием, черчением, то может найти себя в 3D-дизайне виртуальной или дополненной реальности, в промышленном дизайне или проектировании интерфейсов — всё это перспективные и востребованные сейчас направления.
Привлекают коммуникации и работа с текстами? Значит, можно рассматривать всё, что касается маркетинга, продвижения, создания и адаптации контента.
Словом, любой интерес или хобби может превратиться в профессию или быть с ней связанным. Это очень важно, чтобы будущая работа была интересна, иначе она может быстро разочаровать.
Совет №2: выявите склонности и способности
Когда вы определили сферу интересов, стоит понять, к какому виду деятельности склонен ребёнок. Это можно сделать с помощью тестов или обратиться к специалисту. Но часто достаточно просто внимательно понаблюдать. Склонностей существует не так много. Они могут быть сосредоточены:
- в исследовательской деятельности (погружении в предмет);
- в аналитике (принятии решений на основе взаимосвязей);
- в практической и творческой работе;
- в коммуникации и организации процессов.
Склонность соответствует виду деятельности, которая может быть характерна для целого ряда профессий. Так, определив способности ребёнка и учитывая его интересы, вы можете вместе сформировать представление о том, какие специальности ему подойдут.
Совет №3: узнайте, что происходит на рынке труда
Прежде чем остановить выбор на какой-либо профессии, очень важно понять, какие перспективы она откроет. Не грех воспользоваться поисковыми системами, изучить как можно больше информации, пообщаться с карьерными консультантами — ведь будет досадно потратить 4 года на обучение по специальности, не востребованной должным образом или вовсе отмирающей. А таких «угасающих» профессий довольно много, начиная от простых (продавец, водитель) и заканчивая более сложными (финансовый аналитик или врач-диагност). Этот список всё время меняется,поэтому важно понимать, что происходит именно в той среде, куда ребёнок планирует окунуться. Узнать о последних трендах на рынке труда можно на вебинаре «Антирабства».
Требования к профессиям тоже меняются ежегодно. Например, маркетологи трёхлетней давности и сегодняшние — это совершенно разные люди с разными компетенциями и набором функций. То же самое происходит с менеджерами продуктов или проектов, специалистами по логистике. Так что не поленитесь изучить вопрос, чтобы, опять же, не разочароваться в будущем.
Совет № 4: не концентрируйтесь на одной профессии
Лучше выбирать широкое профессиональное направление, чтобы потом, получив какой-то опыт и сформировав на его основе свои предпочтения, можно было развиваться в сторону более узкой специализации. К примеру, в том же маркетинге есть аналитики, есть специалисты по созданию контента, стратеги, эксперты по работе с определёнными каналами и не только — и всё это разные профессии, которые можно получить, изначально выбрав общее направление маркетинга. Пока у ребёнка нет четкого понимания, кем именно ему быть, подобный выбор в любой другой сфере будет наилучшим.
Совет №5: подбирайте вуз под профессию, а не наоборот
Только определившись с профессией, мы выбираем образовательное учреждение — не раньше! Уже поняв интересы ребёнка, склонности, выбрав направление, мы смотрим, какое образование для этого нужно, и выбираем учебное заведение.
Основное правило: бакалавриат должен быть шире, чем магистратура, чтобы после окончания бакалавриата, опять же, был выбор. Например, бакалавриат по направлению «маркетинг», а магистратура — «стратегический маркетинг» или «маркетинговая аналитика».
Ещё один важный момент: несмотря на то, что программа подготовки может называться одинаково, в зависимости от специфики вуза профиль может быть разным. Например, тот же маркетинг может рассматриваться в контексте энергоотрасли, нефтяной отрасли и так далее. Важно уточнить, по какой программе вуз готовит специалистов, и уже потом, если этот вариант вам подходит, выяснить, что нужно для поступления на данную программу.
Что ещё?
Подготовиться к вступительным экзаменам в вуз ребёнок может и самостоятельно, но именно перечисленные этапы пройти самому довольно сложно. Здесь важно поддержать, направить, обеспечить доступ к информации и помочь понять её. Если у вас есть знакомые специалисты по профориентации, обратитесь к ним. Замечательно, если есть знакомые из той сферы, в которой подросток хочет развиваться: с ними можно и нужно поговорить про плюсы и минусы профессии, получить честное мнение. Обеспечьте доступ к таким людям, и пусть ребёнок пообщается с ними сам.
Ни в коем случае не берите на себя принятие решения, не навязывайте свой выбор, не пытайтесь реализовать в ребёнке собственные несбывшиеся мечты. Ваша задача — лишь сопровождать и помогать, взвесить риски и позволить юному человеку сделать собственный выбор и получить адекватный жизненный опыт.
Иллюстрации: Freepik