Для большинства людей телевидение и образование — две противоположности: едва ли можно представить, что с помощью телевидения можно чему-то обучать. Однако в середине ХХ века по меньшей мере несколько педагогов с этим бы поспорили. Пожалуй, одним из самых известных первооткрывателей телеобразования был исследователь медиа Маршалл Маклюэн. Задолго до того, как появились видеохостинги (например, YouTube), некоторые исследователи образования и футуристы уже предвидели время, когда телевизионное обучение станет нормой (взгляните хотя бы, как образование будущего представили в футуристической короткометражке «1999 AD»).
Телепоколению — телеобразование
Маклюэн однажды сказал: «Ожидать, что современный ребёнок включится в учебный процесс, когда его обучают старомодными методами — то же самое, что ждать, что орёл поплывёт. Это вне его естественной природы, а значит попросту недостижимо». Он предлагал решение: нужно создать такую программу образования, которая будет направлена на особенности восприятия у детей ТВ-поколения. Маклюэн был убежден, что современные технологии (в то время телевидение) помогут изменить устаревший и скучный подход к образованию.
В 1969 году во время одного из интервью Маклюэну задали вопрос — куда бы он отправил учиться своих детей (у него их было шесть), если бы они до сих пор были в школьном возрасте. На что он ответил: «Точно не в наши современные школы. Они сродни исправительным учреждениям. Как говорил Томас Джефферсон, чем меньше образования — тем лучше: далеко не все молодые умы способны выдержать интеллектуальные пытки нынешними методами обучения».
Так что же из себя представлял вариант образования Маклюэна? Согласно его программе, недостаточно было просто поставить телевизоры в школьные кабинеты, к чему в своё время призывали коллеги — в первую очередь нужно «понять, как именно телевидение поможет школьникам в изучении английского, физики или любого другого предмета в современных школьных условиях». Так, Маклюэн считал, что телевидение может глубоко вовлечь детей в процесс изучения, графически иллюстрируя сложное взаимодействие людей и событий, многоуровневые взаимоотношения между такими разнообразными предметами, как биология, география, математика, антропология, история, литература и языки.
Что Маклюэн сказал бы о YouTube? Вероятно, он бы воспринял его как способ усовершенствования современного среднего образования и с энтузиазмом воспользовался бы им и на своих уроках. Ведь YouTube — это не просто сайт, позволяющий любому человеку из любой точки планеты загружать видео в сеть и делиться ими со всем миром, YouTube — это интерактивность. С помощью YouTube ученики могут создавать собственные видеоролики и делиться с другими учениками. С учебником так не получится.
YouTube: польза или вред?
Несмотря на то, что многие школьные учителя признали YouTube отличным средством вовлечения детей в урок, другие исследователи утверждают, что это крайне неоднозначный сервис для учебного процесса.
Исследователь Диана Скиба в своей статье ‘Nursing Education' объясняет, почему многие педагоги настаивают на том, что YouTube должен присутствовать на школьных уроках. Более десяти лет назад она уже писала: «Если вы хотите привлечь внимание детей цифрового поколения, вам просто необходимо рассмотреть этот инструмент в качестве дополнения к основной учебной программе в классе или дома. Видеоэссе вместо традиционного сочинения в тетради — почему бы нет? Также очень важно думать о том, как средства наподобие YouTube могут помочь в создании учебного сообщества, где ученики будут взаимодействовать друг с другом».
Но далеко не всех YouTube вдохновляет на проведение уроков в новом формате. В США и Великобритании, например, YouTube стал объектом масштабных запретов. Во-первых, преподаватели стали беспокоиться, что школьники могут наткнуться на неуместные материалы, включая ролики с содержанием эротики и использованием наркотических средств. Во-вторых, YouTube стал местом, где активно распространялся кибербуллинг (травля и оскорбления в интернете — прим. ред.). Но появление огромного количества образовательных каналов со временем ослабило запреты.
Среди них, например, YouTube EDU, где собраны обучающие видеоматериалы от более ста университетов и колледжей мира. Нельзя пройти и мимо таких популярных образовательных каналов, как TED-Ed и TED&TEDx, на которых можно найти обучающие, развивающие, философские видеолекции. Лидеры онлайн-образования с сайтов Edutopia и Khan Academy также еженедельно выпускают полезные ролики на YouTube на различные темы.
Помимо каналов на общую тематику существуют и сотни каналов, специализирующихся на конкретных предметах. Например, некоторые преподаватели средней школы сегодня прибегают к помощи роликов Bill Nye the Science Guy. The Library of Congress и The New York Times — каналы, ориентированные на преподавателей гуманитарных наук. А преподавателям языков такие YouTube-каналы, как JenniferESL и BBC Learning English, помогут облегчить процесс подготовки к занятиям. Наконец, некоторые каналы — например, MIT OpenCourseWare, сыграли огромную роль в настоящей образовательной революции: создании онлайн-курсов MOOCs. Эти курсы позволяют всем желающим получать образование абсолютно бесплатно – онлайн. Сегодня такие курсы предоставляют ведущие университеты и образовательные организации мира, а преподавателями становятся лучшие в своей области практики и исследователи.
Подборка детских образовательных YouTube-каналов на русском языке
Революция в образовании: «сделай своими руками»
Возможно, величайший вклад в образование YouTube сделал за рамками формальной системы образования. Что бы вы сделали в 1960 году, если бы вдруг захотели научиться самостоятельно печь хлеб? Скорее всего, обратились бы к пекарю из местной пекарни или купили книгу рецептов. Сегодня вы, вероятно, первым делом отправитесь смотреть видеорецепты на YouTube. И это относится практически к любой задаче, которая встаёт сейчас перед нами: от починки автомобиля до вязания крючком. Если хочется чему-то научиться, практически всегда вся необходимая информация есть на YouTube — получить её можно быстро и бесплатно.
На YouTube все мы потенциальные инструкторы или ученики. В этом смысле YouTube — идеальное место, где можно погрузиться в учебный процесс настолько, насколько это никогда не представлялось возможным. Так, как к тому всегда призывал Маклюэн: с головой уйти в процесс познания.
Оригинал статьи: elearninginside.com
Перевод: Юлия Морозова