Закрыть

Вопрос-ответ

Нашкодили: зачем детям кодинг и программирование?

12.09.2017

 

По всей России успешно работает множество школ программирования, которые предлагают детям и подросткам научиться создавать свои сайты, игры и мобильные приложения. Новый тренд или необходимость и важный навык, который пригодится в будущем? В каком возрасте лучше знакомить ребёнка с волшебным миром программирования? Какая ещё польза от этих занятий? Узнали, что об этом думают основатели и преподаватели детских школ программирования. 

 

Дарья Абрамова, CEO Школы программирования и цифрового творчества «Кодабра»

Учить детей программированию — значит помогать их всестороннему развитию и лёгкой интеграции в современный мир. Создавая «Кодабру», мы хотели решить в том числе и проблему бесконтрольного потребления контента именно в детском возрасте, показать детям, что они вполне могут контролировать свои взаимоотношения с цифровым миром и даже создавать что-то своё: игры, мультики, персонажей. Самые юные ученики школы, которым только исполнилось 6 лет, знакомятся с компьютером, учатся работать с информацией, развивают логику, пробуют работать в команде. Конечно, они пока не кодят в полном смысле этого слова, они выполняют задания для своего уровня, например, на языке Scratch — это специальный «детский» визуальный язык программирования. Дети постарше (10-14 лет) уже пишут свои программы и игры. Во время обучения они переходят на серьёзные языки программирования (Javascript, Python)  что позволяет им окончательно связать свою жизнь с IT. Но кодинг может остаться и просто хобби — полезным и даже необходимым для современного мира. Пусть кто-то назовёт уроки программирования для детей «модным трендом» — если тренд приносит реальную пользу, неважно, как его называть.

Сейчас мы уверены, что знания, полученные на наших курсах, не только развивают малышей и подростков, но и помогают большинству из них определиться со своей будущей профессией. Не секрет, что специалисты IT-сферы сейчас самые востребованные, причём и в России, и по всему миру. Кстати, среди наших учеников встречались и «гуманитарии» — и они тоже включались в обучение и делали успехи. Это ли не показатель универсальности и эффективности такого обучения? 

 

  

Оксана Селендеева, основатель Школы программирования для детей CODDY

Программирование развивает у ребёнка интеллект — хорошую память, умение логически мыслить. Это один из инструментов, как и математика, например, которые делают ребёнка интеллектуально развитым. Минус математики в том, что цифры не пляшут, с ними нельзя поиграть. Это только цифры — неинтересные, сухие, непонятные. Ребёнок не осознает, зачем ему геометрия и алгебра, как они пригодятся в жизни. Программирование же позволяет использовать значительно более интересные механизмы: можно создать собственный проект, реализовать необычную задумку — через игровой и понятный формат. Это математика в нескучном виде.

Обучение детей программированию — это уже не модный тренд, а прагматичная необходимость, обусловленная современной жизнью. Мы часто слышим, как родители сетуют, что в их детстве всё было иначе, не было компьютеров и гаджетов. При этом они и сами уже не могут представить себе мир без техники и технологий. Посмотреть расписание, построить маршрут в навигаторе — это обязательная часть наших будней, которая не была бы возможна без продуктов программирования. 

Когда-то казалось, что нам не пригодится английский язык, а сейчас сложно представить себе успешного человека, который не владеет им. Когда появился 1С, многие специалисты отказывались с ним работать, а сейчас он используется в каждой бухгалтерии. Так и с программированием и его продуктами — они уже вошли в нашу жизнь, и отрицать это не стоит. Задача родителей и наша задача — дать ребёнку возможность сделать первые шаги в создании сайтов, приложений, игр, дизайнов — того, в чём он уже сейчас живёт. 

Когда мы говорим о необходимости обучать детей кодингу, мы не ждём, что каждый ученик непременно станет программистом, а стремимся вырастить технологически грамотное поколение. Даже если ребёнок не станет техническим специалистом, он будет понимать, как работают современные сервисы и технологические продукты, сможет использовать это в собственных проектах или на работе — в любой сфере. 

Научиться программировать не сложно: наш мозг так устроен, что если долго и упорно развиваешь какое-то направление, оно становится основополагающим. Причём чем раньше начать, тем лучших результатов можно ожидать. У родителей есть небольшой промежуток времени, примерно от 5 до 14 лет, за который нужно дать ребёнку возможность попробовать основные направления деятельности, отвечающие требованиям времени. У нас в CODDY на курсе «Основы программирования для самых маленьких» занимаются дети от 4 лет. В этом возрасте — с 4 до 6 — они, как чистый лист бумаги, впитывают знания, схватывают всё на лету, быстро запоминают, легко повторяют, проявляют интерес ко всему. Может показаться, что дети ещё слишком маленькие для программирования, ведь подавляющее большинство детей в этом возрасте ещё не умеет читать и писать, но мы видим, что он идеально подходит для изучения азов программирования в игровой форме.

Моя дочь обязательно будет изучать программирование. Сейчас, пока ей ещё нет и 3 лет, мы собираем пазлы. Это похоже на программирование: здесь есть визуальные объекты, активизируются память и поиск взаимосвязей между объектами, приходит понимание, что мелкие вещи могут быть деталями чего-то большого. 

 

 

Руслан Пушин, старший методист сети лабораторий программирования «Алгоритмика»

Центральный навык программирования — умение логически мыслить, составлять строгие алгоритмы действий, исходя из задачи. В этом смысле каждый ребёнок учится «программировать» с самого рождения. Например, когда он учится завязывать шнурки, то должен осознать в каком порядке и какие действия выполнить, чтобы получить бантик. Когда ребёнок играет в ладушки, опять же он должен в голове прокручивать необходимую последовательность ударов ладоней, да и к тому же сформулировать цикл из этих действий. Таким образом программирование — лишь применение этих базовых логических конструкций к управлению компьютером.

Если рассматривать обучение программированию с такой позиции, то его стоит начинать как можно раньше. Просто подходы будут разные. Для детей старшего школьного возраста подойдут классические языки программирования и проекты из серии «свой сайт» или мобильное приложение. Для детей помладше понадобятся уже специализированные среды программирования, которые не будут требовать от ребёнка глубокого понимания устройства компьютера и сразу предоставят возможность сделать какую-то простую яркую игрушку. Детям дошкольного возраста подойдут собственные инструменты — они уже в меньшей степени про создание каких-то своих проектов, а скорее игры — например, те же игры с лабиринтом, но вместо управления персонажем напрямую с клавиатуры, мы предложим ему составить алгоритм, выполнив который, наш персонаж найдёт выход из лабиринта.

Модный ли это тренд или за этим действительно стоит реальная практическая полезность? И то, и другое. Как я уже сказал, программирование — это один из базовых навыков мышления. Для программирования требуется в первую очередь уметь мыслить строго и в голове заранее прокручивать возможные результаты действий, которые предлагаешь компьютеру. И эти навыки необходимы каждому вне зависимости от сферы деятельности. Поэтому программирование с точки зрения практических навыков стоит рассматривать как «математику ХХI века» — учить кодинг стоит за то, что он ум в порядок приводит.

 

 

Надежда Королева, координатор образовательных программ в Moscow Coding School

Раньше нужно было обязательно знать английский, но теперь необходимы ещё и другие языки — языки программирования. Кодинг гораздо шире, чем может показаться: это про преодоление трудностей, системное мышление, внимательность, настойчивость и многое другое. Именно поэтому, на мой взгляд, чем раньше начинать учиться этому, тем лучше. Для совсем маленьких ребят сейчас множество приложений, которые в игровой форме позволяют учиться новому. Тут даже уже не так важно, что именно научатся делать дети, скорее важен эффект магии: ты написал какие-то буквы, а в твоём браузере наступило волшебство.

На последней конференции WWDC Тим Кук рассказал про мальчика, который начал кодить в 6 лет. Сейчас ему 10, и у него 5 загруженных приложений в App Store. Но мне кажется, что нет абсолютно никаких ограничений, чтобы учиться кодить. В Японии, например, есть женщина 82 лет, и она недавно опубликовала своё первое приложение.