Онлайн-безопасность детей сейчас беспокоит многих родителей по всему миру. Эксперты из разных стран делятся своими советами, как научить ребёнка медиаграмотности. Мы перевели и адаптировали статью, опубликованную на портале Healhy Children (принадлежит Американской Академии Педиатров), о разумном использовании медиа. В ней вы найдёте рекомендации, как научить детей и подростков пользоваться гаджетами без вреда для физического и психологического здоровья.
* * *
Дети сейчас растут в беспрерывном потоке информации: телевидение, социальные сети, приложения, видеоигры на смартфонах и планшетах, постоянные онлайн-переписки. Современные подростки уверены, что знают всё о сегодняшних медиа, но всё ли они знают о безопасности и их разумном использовании? Рассказать ребёнку, как обезопасить себя в сети и не потеряться в потоке информации, — ваша задача.
Баланс реального и виртуального
Нет сомнений, что и традиционные СМИ, и социальные медиа помогают подростку получать новые знания, быть в курсе актуальных новостей, мотивируют не оставаться равнодушным к общественно-значимым событиям и много общаться. Например, такие видеосервисы, как FaceTime, Skype, GoogleHangout и различные мессенджеры помогают оставаться на связи с родственниками и друзьями, которые находятся далеко. А сайты для обмена файлами, позволяющие нескольким людям редактировать документы одновременно, поощряют стремление учеников совместно работать над школьными проектами.
Однако всё может выйти из-под контроля, если никак не регулировать использование интернета. Уже сейчас каждый четвёртый подросток — постоянно онлайн. Такие данные в своём исследовании представила компания Common Sence Media (некоммерческая организация в США, которая изучает современное цифровое детство и ведёт просветительскую деятельность — прим. редакции). Но ведь время чрезмерного использования гаджетов можно потратить на занятия, которые важны для развития или необходимы для здоровья — например, сон или физические упражнения. Кроме того, долгое пребывание в сети может негативно сказаться на школьной успеваемости.
Спать или не спать?
В среднем подростку нужно 8-10 часов сна в сутки, а использование смартфонов и интернета может существенно повлиять как на продолжительность сна, так и на его качество. Обсудите со своим ребёнком, как лучше избежать ущерба здоровью и сну:
- используя гаджеты вечером, уменьшите яркость, включите фильтры синего света и проследите, чтобы экран был выключен совсем как минимум за час до сна.
- не заряжайте устройства в комнате ребёнка ночью: вибрация и входящие уведомления могут помешать ему заснуть. Подросток может настаивать, что будет достаточно перевести устройство в ночной режим, но тут есть подвох — вдруг посреди ночи ему захочется проверить соцсети или почту. К тому же свет от экрана или даже зарядного устройства может повлиять на качество сна.
- не смотрите ужастики и не играйте в видеоигры со сценами жестокости и насилия — особенно по вечерам.
Килобайты и килограммы
Согласно докладу «Дети, подростки и цифровые СМИ», опубликованному Американской Академией Педиатров в 2016 году, несколько исследований связывают долгие часы у экрана с повышенным риском ожирения. Чтобы предотвратить этот возможный эффект, приучите ребёнка:
- делать физические упражнения по меньшей мере час в день;
- не смотреть телевизор и не использовать смартфон во время еды.
Медиа и многозадачность
Напомните подростку, что никакие срочные сообщения в месенджерах или уведомления в соцсетях не должны отвлекать его, когда он:
- ведёт машину. Во-первых, это противозаконно. Во-вторых, причиной более 1,5 миллионов автокатастроф, согласно данным, предоставленным Национальным Советом безопасности США, стали водители, которые пользовались мобильными телефонами за рулём. (В России водить автомобиль разрешено с 18 лет, однако подобный разговор можно провести с ребёнком на будущее: он точно не будет лишним — прим. редакции).
- гуляет. Один из опросов показал, что 40% подростков были сбиты или почти сбиты машиной, мотоциклом или скутером из-за увлечённости гаджетами и невнимательности во время прогулки: они слушали музыку, переписывались или разговаривали по телефону.
- делает уроки. Исследование 2015 года выявило, что мультизадачность с использованием электронных устройств имеет негативный эффект на сам процесс обучения и оценки.
Искажённая реальность
Помогите ребёнку понять, что изображения или информация в телевизоре, кино и интернете не всегда отражает положение вещей в реальной жизни.
- Красота по шаблону. СМИ часто используют фотографии с образами нереалистично худых или мускулистых людей, что может оказать влияние на ребёнка и вызвать психологический дискомфорт, пищевые расстройства и, возможно, даже внести свой вклад в проблемы с психикой.
- Опасное поведение. СМИ могут создать впечатление, что абсолютно все ведут рискованный и отвязный образ жизни. Но последствия (например, незапланированная беременность, инфекции, передаваемые половым путём, злоупотребление наркотиками или алкоголем) демонстрируются редко. В действительности же большинство (59%) студентов старших школ в США, опрошенных Центром по контролю за Заболеваниями, никогда не занимались сексом, а данные за 2016 год показывают исторически низкий процент тинейджеров, утверждающих, что хоть раз в жизни они были пьяны.
- Насилие и жестокость. Многие акты насилия, демонстрируемые медиа, совершаются персонажами по привычным сценариям и ролевой модели, и зрители редко могут наблюдать долгосрочные последствия физического насилия, психологические и эмоциональные. Представленная как развлечение виртуальная жестокость, согласно исследованиям, может влиять на возрастание процента насилия в реальной жизни, вызывать агрессию и злость. Несмотря на это, многие люди, согласно опросам, полагают, что имеют иммунитет к этому эффекту СМИ.
- Стереотипы. Стереотипы в СМИ — дело нередкое. Чтобы избавиться от ненужных предрассудков, предложите ребёнку сравнить представителей разных социальных и национальных групп — тех людей, о которых говорят СМИ, с теми, кого он знает в реальной жизни. И вместе рассмотрите, насколько точны его наблюдения, и что из них всего лишь предубеждение. Спросите его, как бы он себя чувствовал, оказавшись жертвой стереотипов или дискриминации.
Поведение в сети и медиаграмотность
- Убедитесь, что ребёнок понимает: люди могут быть совсем не теми, за кого выдают себя в интернете. Предупредите их, что для преступлений на сексуальной почве часто используются социальные сети, сайты знакомств, электронная почта и онлайн-игры — через них преступникам проще связываться с молодыми людьми.
- Напомните, что настройки приватности не делают информацию по-настоящему личной: изображения, мысли, которыми делятся дети, становятся частью их цифровой личности. Приучите их не пересылать фотографии или текст без разрешения автора снимка. Конечно, изображения в приложениях типа Snapchat можно стереть после просмотра, но так же легко их может сохранить другой пользователь, используя, к примеру, снимок экрана.
- Говорите с подростком об онлайн-ответственности. Объясните, что понятие медиаграмотности включает в себя уважение к другим людям. Убедитесь, что дети не подвергаются нападкам или сами не провоцируют кибербуллинг (интернет-травлю). Пусть ваш ребёнок не боится сказать вам или другим взрослым, которым он доверяет, если к нему неуважительно относятся и задирают в сети.
Оригинал статьи: Healhy Children
Перевод и адаптация текста: Мария Титова
Фотографии: unsplash.com