Закрыть

Вопрос-ответ

Кибербуллинг: как себя вести, если ребёнка оскорбляют в интернете?

11.12.2018

 

Онлайн-агрессия для российских школьников — дело, увы, привычное. Исследования разных лет показывают, что Россия занимает первые строчки в списке стран, где распространён кибербуллинг. Грубые комментарии, слухи, угрозы — в интервью журналу «Дети в информационном обществе» Питер К. Смит, профессор психологии Лондонского университета, отметил, что пик кибербуллинга приходится на средний подростковый возраст и больше свойственен девушкам: «Если речь идёт об обычном буллинге, мальчики и молодые люди значительно превосходят девочек и девушек и по числу агрессоров, и, в меньшей степени, по числу жертв. А в кибербуллинге гендерный баланс смещается в сторону женщин. Возможно, это происходит потому, что женщины больше интересуются общением в соцсетях, а именно там сегодня имеет место киберагрессия, в то время как мужчины в большей степени, по сравнению с женщинами, интересуются игровыми сайтами».

Детский кибербуллинг касается детей, родителей и учителей. Как правильно себя вести, чтобы не попасть в неприятные онлайн-истории и что делать, если подобные ситуации уже происходят? 

 

 

Что делать ребёнку?

 

Андрей Сиденко, эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете

Как правило, в сети агрессивно ведут себя люди, которые в реальной жизни никогда бы не стали проявлять негативную позицию в отношении другого человека. Интернет даёт много возможностей, среди них и анонимность в комментариях, и возможность зарегистрировать аккаунт под вымышленным именем.

Если ребёнок столкнулся с оскорблениями в сети, то, прежде всего, ни в коем случае не стоит отвечать на них. Практически во всех случаях обидчики добиваются ответной реакции, поэтому самый верный способ избавиться от них — это не проявлять эмоции и не писать ответные комментарии. Если вести себя с агрессорами схожим образом, то можно только усугубить ситуацию.

Пусть ребёнок уделит внимание настройкам аккаунта социальной сети. В настройках приватности можно найти различные пункты, которые помогут настроить его публикации таким образом, что видеть их смогут только друзья, это избавит его записи от лишних комментариев и скроет любые изменения на странице от кибербуллеров.

Стоит сразу добавить агрессоров в чёрный список. Это, пожалуй, самый простой и довольно эффективный метод защиты от травли в интернете. Более того, можно пожаловаться на оскорбляющую публикацию. Если в записи увидят реальное нарушение правил сайта, то её удалят, а автора могут заблокировать.

 

Екатерина Сафонова, психолог портала «Я-Родитель»

1. Ребёнку необходимо рассказать родителям о том, что происходит, если в семье доверительные отношения. Если отношения доверительными назвать нельзя, то рекомендации будут сильно зависеть от индивидуальных особенностей семьи. Как правило, при нарушении детско-родительских отношений откровенный рассказ ребёнка о травле может вызвать ещё бо́льшую психологическую травму — например, в случае, если родители начнут обвинять во всём самого ребёнка: «сидел на сомнительном сайте, вот тебе и результат! А мы говорили тебе не сидеть в интернете!».

2. Нужно заблокировать пользователей, занимающихся травлей, сменить аккаунт. Как правило, людям, оскорбляющим ребят в интернете, не важен объект травли — им важен сам процесс, поэтому вероятность, что оскорбитель просто переключится на кого-то другого, если сменить аккаунт, весьма велика. Во всех соцсетях есть чёрные списки, возможности сделать свой профиль закрытым и так далее, нужно использовать все эти способы.

Если такая ситуация уже произошла, у ребёнка портится настроение, появляются соматические симптомы переживания психологической травмы, проявляется нестабильность эмоционального фона, то необходимо обратиться в службу психологической помощи — это может быть как школьный психолог, так и любая частная психологическая организация.

 

 

 

Что делать родителям?

 

Андрей Сиденко, эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете

Как понять, что ребёнок стал объектом кибербуллинга? Если он стал молчалив, избегает общения с одноклассниками, отказывается от привычных дел и не выходит за пределы квартиры, то попробуйте поговорить с ним об этом. Если в семье построены доверительные отношения, он обязательно всё расскажет.

  • Если вы узнаете, что ребёнок стал жертвой кибербуллеров, важно оставаться спокойным, контролировать свои эмоции. В первую очередь успокойте ребёнка, обязательно скажите ему, что вы поддержите его несмотря ни на что. Он должен понимать, что проблема заключается не в нём, а в самих обидчиках: часто для самовыражения они нуждаются в унижении других людей.
  • Оцените неприятную ситуацию с максимальной объективностью, постарайтесь получить от ребёнка более подробную информацию — какую форму принимала травля в интернете, кто является агрессором, в чём заключается причина кибербуллинга, на каких конкретно ресурсах это происходит.
  • Помогите ребёнку изменить настройки конфиденциальности на его страницах в соцсетях. В интернете не должно быть личной информации, такой как домашний адрес, номер телефона или геометки к фотографиям.
  • Сделайте скриншоты сообщений и записей, а также скришоты аккаунтов, от которых поступали оскорбления. После этого вы можете обратиться к администраторам социальных сетей и попросить заблокировать обидчиков. Сообщите о сложившейся ситуации администрации школы (если обидчики учатся с ребёнком), а также поставьте в известность родителей агрессора, если вы знаете его имя. В особо серьёзных случаях обратитесь в полицию.

Вообще, прежде чем ребёнок станет активным пользователем сети, его следует научить спокойно реагировать на агрессию других людей (и в оффлайне тоже), не будет лишним объяснить основы безопасного поведения в интернете и рассказать о специфике социальных сетей. С самого начала юный пользователь должен знать, какие данные о себе не стоит выкладывать в открытый доступ, как придумать надёжный пароль и с кем лучше не общаться на просторах интернета, и кого не стоит добавлять в друзья.

Не стоит относиться к этому вопросу несерьёзно, считая, что виртуальные проблемы никогда не станут реальными. Уделите внимание вашему ребёнку и тому, что его беспокоит. Доверительные отношения между родителем и подростком — залог того, что в случае агрессии в виртуальном мире вы справитесь с ней быстро и безболезненно.

 

 

Екатерина Сафонова, психолог портала «Я-Родитель»

Не всегда можно сразу понять, что ребёнок подвергается психологическому насилию в интернете (а кибербуллинг — это вид психологического насилия). Так как травля — длительный процесс, то симптомы проявляются не сразу, что зависит от множества факторов, например:

  • от индивидуальных психологических особенностей ребёнка, подвергающегося травле;
  • от длительности конфликта;
  • от характера травли.

Как правило, ребёнок меняет своё поведение — либо становится замкнутым вопреки своей обычной открытости, либо, наоборот, пускается «во все тяжкие», хотя раньше был спокойным.

Также не стоит забывать про психосоматические проявления переживания — это могут быть:

  • нарушения сна (бессонница или, наоборот, резко увеличивающаяся потребность во сне);
  • пищевые нарушения (тошнота, снижение веса, потеря аппетита);
  • головные боли;
  • повышенная утомляемость.

Безусловно, проявления эмоциональной нестабильности также можно отнести к симптоматике переживания травмы.

Чего родителям категорически делать нельзя, так это читать переписки своего ребёнка, за исключением случаев, когда он сам предложил это сделать. Ни при каких условиях не стоит нарушать личное пространство ребёнка, следить за ним в социальных сетях и контролировать его онлайн-действия. Основа отношений — это доверие между ребёнком и родителями. Если отношения в семье построены доверительные, то ребёнок сам поделится своими переживаниями. К ребёнку нужно относиться с уважением: к его чувствам, желаниям и личному пространству.

С ребёнком нужно разговаривать: о его жизни, эмоциях, событиях. Подросток сам подпустит вас на максимально разрешённое расстояние в разговоре, если будет чувствовать уверенность в вас и в вашей реакции. Если вы видите, что происходит что-то не то, но ребёнок с вами не делится, лучше предложить ему телефон доверия или консультацию в психологической службе, так как особенностью подросткового возраста (11-16 лет) является сепарация от родителей, тинейджерам важно быть самостоятельными и не просить помощи у родителей.

Если ребёнок серьёзно переживает из-за полученной психологической травмы, необходимо срочно начинать терапию у профессионального психолога, так как последствия травмы могут быть достаточно серьёзными, хоть и проявиться они могут не сразу, а спустя даже десяток лет.

 

Александр Малахов, социальный педагог школы №2065

1. Если ваш ребёнок стоклнулся с оскорблениями в сети, можно отключить интернет, если они сильно задевают его. Если это угрозы реальные, то нужно обратиться в полицию. У нас в школе я повесил свой номер телефона, чтобы каждый, кто столкнулся с такой проблемой, мог позвонить и спросить совета. Очень важно, чтобы ребёнку было с кем поделиться этим. Оскорбления бывают разными. Как правило, мы решаем их через беседы с каждым из участников. В 90% случаев конфликты ерундовые и они заканчиваются мирным путем. В серьёзных конфликтах нужно говорить с родителями непосредственно. Зачастую причина в них. Родителю надо пересмотреть своё отношение к ребёнку, заметить гиперопеку или попустительство, возможно, увидеть тоталитарный режим в своём воспитании и поменять свой подход к ребёнку. 

2. Если вы узнали, что ваш ребёнок является агрессором, то сначала нужно понять причину. У агрессии всегда она есть. Не только для детей, но и для взрослых важно внимание, признание в обществе. Возожно, родители так взаимодействуют с ребёнком, что он получает внимание только через плохое поведение. Был один случай: мальчик в детском лагере постоянно провоцировал агрессию по отношению к себе со стороны других детей. Его мама была полицейским, воспитывала строго, не хвалила, замечала только плохое и наказывала его за провинности. Это один случай, а причин может множество, но всегда они идут из дома, потому что дети учатся всему у родителей.

 

 

Что делать учителям?

 

Александр Малахов, социальный педагог школы №2065

Учителя проводят классные часы по различным темам, в том числе и на эту. Помогают разнообразные совместные выезды с детьми: на олимпиады, на квесты и так далее. Как правило, внешкольная обстановка помогает учителю сплотить класс, выстроить доверительные отношения с учениками. Он видит, какая атмосфера в коллективе, как дети взаимодействуют друг с другом, и может сразу что-то заметить. Вначале он пытается сам поговорить с жертвой или с агрессором, если не получается решить проблему, то звонит родителю и с его согласия уже направляет ребёнка к школьному психологу.

Чем младше дети, тем проще решить конфликтную ситуацию. В 5 классе ребёнок может что-то переосмыслить и исправить своё поведение. В 9-10 классах сложно уже что-то корректировать. Как правило, это запущенный случай, когда родители или учителя в начальной школе не обратили внимание на поведение ребёнка и оно закрепилось. Но и в таких стуациях надо искать решение. Например, наш учитель труда вовлекает хулиганов делать разные поделки, вырезать что-то из дерева. Он тем самым не только тем перенаправляет их энергию, но и поощряет, даёт им чувство значимости, помогает увидеть в себе хорошее. После этого им уже не хочется пакостить.

 

 

Фото: личный архив экспертов, freepik.com