Закрыть

Вопрос-ответ

Как гаджеты изменили детские игры и что с этим делать?

22.02.2018

 

 

 

 

 

Инна Мальцева

детский и семейный психолог Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне

Дети действительно часто не играют друг с другом, а сидят, уткнувшись в экраны своих смартфонов. Часто даже бывает так, что дети, играя в онлайн-игры, заочно знакомы друг с другом. Но когда они встречаются в реальной жизни, то не знают, как выстроить коммуникацию, не находят общих тем для разговора. Это проблема развития сотрудничества и коммуникаций, а не девайсов. Детские игрушки действительно поменялись, есть даже вариант интерактивной погремушки. Хорошо это или плохо — вопрос риторический, покажет время. Мы не можем жить вне контекста современности. Но решать, какие игрушки будут у ребёнка, — право каждого родителя. Выбор в этом случае обусловлен жизненными ценностями семьи.

Непосредственно навыку игры обучают родители, это зона их ответственности, ведь именно в семье начинаются первые игры ребёнка. Если навык заложен, если родители играли с малышом, то у него будет стремление проявить себя в игре и объединять вокруг себя единомышленников, приглашать других детей присоединиться.

Почему игра так важна? В процессе игры отрабатываются все значимые социальные роли и страхи, развивается фантазия, креативность. Дети учатся сотрудничать, выигрывать и проигрывать. Умение соблюдать правила игры — это умение чувствовать свои и чужие психологические границы. Это важный период в жизни ребёнка до начала учебной деятельности. Детский интеллект во многом определяется сложностью сюжетно-ролевой игры. Однако мы сталкиваемся с тем, что родителям некогда или их самих в детстве не научили игре, то есть сотрудничеству. И намного проще заинтересовать ребёнка гаджетом, занимаясь при этом собственными делами. Вначале нужно научить ребёнка играть, потом усложнять условия и инструменты игры. Если родитель принципиально решает отложить гаджет в сторону, то необходимо предложить взамен другое интересное занятие. И здесь нужно учитывать интересы ребёнка и взрослого, тогда это будет удовольствие для всех, а это успех сотрудничества.

 

 

Юрий Ямщиков

председатель Гильдии разработчиков настольных игр «ГРаНИ», автор изданных в России и зарубежом настольных игр, автор статей и лекций на тему разработки настольных игр

В эпоху повсеместного распространения компьютеров и гаджетов настольные игры — это хороший способ собраться и весело провести время с детьми и друзьями. Особенно ценно, что дети часто готовы предпочесть такое времяпрепровождение мультикам и игре в электронные устройства. Несмотря на тренд по внедрению электронных элементов в настольные игры для подростков и взрослых, в детском сегменте такого не наблюдается, во всяком случае пока. Исключением являются разве что отдельные светящиеся и крутящиеся механизмы, но, как правило, игры, в которых они используются, относятся скорее к игрушкам, нежели к полноценным настольным играм.

Как создатели настольных игр стараются заинтересовать детей? При разработке необходимо добиваться максимальной простоты правил и понятности игрового процесса. При этом можно и нужно опираться на имеющийся у детей опыт, избегая сложных абстрактных понятий. Не стоит намешивать в детскую игру множество разных механик и компонентов со сложными связями. Важно, чтобы детская игра не только развлекала, но и учила чему-то в игровой форме. Такое обучение не должно быть навязчивым, напротив — в идеале оно должно быть незаметным для участников. Поэтому я считаю, что игры-викторины и стандартные «мемори» устаревшими, вместо них уже давно придумано много других интересных и не столь навязчивых подходов к детским «настолкам». Например, мы с детьми начинали с «Земляничных тропинок» и «Острова обезьян». Со старшим с четырёх лет играем в «Лестницу с привидениями», «Барабашку», «Гремучие джунгли», сейчас доросли до «Гонок жуков», Quoridor Junior, «Китайских шашек» и «Го».

Кроме того, при разработке игр для юных участников обязательно надо давать детям возможность выигрывать, а взрослым — играть не поддаваясь. Разумеется, внимание необходимо уделить и оформлению — оно должно быть не только красивым и качественным, но и помогать понимать правила. Вхождение в игру упрощает отождествление играющих с действующими в ней персонажами.



 

 

Ирина Пермякова

психолог, психодраматерапевт

Детская игра действительно поменялась: изменились сюжеты, герои, роли, которые дети используют. Но у некоторых детей цифровые устройства вызывают гораздо больший интерес, чем игрушки и сюжетно-ролевые игры. Одной из причин может быть то, что они с раннего возраста начинают осваивать игры на телефоне и планшете. Родители часто дают ребёнку девайс, когда его нужно занять: в очереди, поездке, в гостях. В этом случае ребёнок может начать воспринимать электронные игры как единственное развлечение, тем самым он не учится играть. Поэтому в поездку лучше взять несколько игрушек, простую настольную игру, которые наряду со словесными играми помогут скоротать время.

Игра помогает ребёнку освоить социальные правила, примерять на себя новые роли и поведение, развивать воображение, узнавать свои чувства и справляться с ними, понимать другого человека. В компьютерной игре это невозможно. В сюжетно-ролевой игре любой предмет может выполнять роль чего угодно. Однако при включении цифровых устройств в игру есть вероятность, что он отвлечёт детей от их игры. Иными словами, в игре коробка с красками может «сыграть» роль планшета, но настоящий планшет, скорее всего, будет выполнять свои «прямые» функции, не давая детям играть во что-то ещё.

Конечно, не стоит полностью исключать гаджеты, ведь существуют хорошие обучающие и развивающие компьютерные игры и приложения. Кроме того, детям необходимо осваивать цифровые устройства. Однако важно помнить, что дети школьного возраста должны пользоваться гаджетами ограниченное время — не более часа, а дошкольники, конечно, ещё меньше. Регулировать отношения ребёнка и цифровых устройств помогут семейные правила: время, режим, цель использования гаджетов. Разумеется, родителям необходимо и самим следовать правилам, невозможно хотеть чего-то от ребёнка, не подавая пример. Если ребёнок очень увлечён компьютерными играми и предпочитает их играм в реальности, можно попробовать найти похожие по сюжету, целям и впечатлениям  реальные игры, в которые можно играть с друзьями или всей семьёй. В реальной жизни тоже можно строить, управлять, ухаживать, соревноваться и получать от этого не только удовольствие, но и пользу.

 

     

 

Елена Шихова

руководитель анимационных программ семейного курорта Alean Family Resort & Spa Riviera

Конечно, традиционные развлечения, вроде «Казаков-разбойников» или спортивных игр, по-прежнему популярны. Однако новые технологии вносят в свой вклад в типы игр, интересующих современных детей, и с этой тенденцией необходимо считаться. Мы, например, проводим конкурсы на лучший пост об отдыхе, опубликованный в соцсетях с определённым хэштегом. Или приглашаем ребят к созданию видеороликов об отдыхе в отеле. 

Мы замечаем, что многие дети, приезжающие с родителями, предпочитают смартфоны активным играм. И задача аниматоров в этом случае не отлучить ребёнка от технологий, а использовать их для развлечения и развития. Например, у нас есть медиакласс, где дети учатся обрабатывать фотографии и снимать видеоролики на экшн-камеры. Если говорить о компьютерных играх, то полностью запретить ребёнку играть невозможно. Гораздо эффективнее разграничить их в зависимости от возраста. Так, мы оборудовали компьютерную игровую, где подростки могут соревноваться в «стрелялках», а дети помладше — в развивающих играх.

Как правило, дети не слышат советов взрослых, но они за ними наблюдают. Во многом копируют поведение старших, которые им нравятся, и тех, кого считают авторитетом. Естественно, когда мама и папа постоянно сидят в телефонах или ноутбуках, ребёнок не представляет себе иного досуга, кроме компьютерных игр и приложений в смартфоне. Как показывает практика, развития в школе или на дополнительных секциях недостаточно, и родителям важно подавать детям собственный пример, периодически откладывать гаджеты и заниматься активным отдыхом.

На мой взгляд, гаджеты для детского досуга лучше не исключать, а грамотно использовать. Например, в игровой комнате нашего отеля установлен киннект — бесконтактный сенсорный контроллер, имитирующий спортивные соревнования или танцы. С одной стороны, мы используем гаджет, интересный детям, с другой — мотивируем их к активным играм. При этом важно давать ребятам альтернативные игры, без использования технологий. Например, «Мафия» учит стратегическому мышлению, а спортивные игры на открытом воздухе (вроде волейбола или футбола) развивают физическую форму. Кроме того, важно поощрять детей, когда они отвлекаются от гаджетов. Например, мы придумали игрушечную «валюту», которую ребята получают за участие в различных играх и могут потратить на сладости, украшения и сувениры.

 

 

Александр Орлов

детский психолог

Если говорить о детях дошкольного возраста, то они продолжают много играть в подвижные и сюжетные игры, конструировать, рисовать. Особенно это касается детей, посещающих детский сад, где коллективной и индивидуальной игре есть и место, и время. Смартфоны и планшеты привлекают внимание дошкольников прежде всего как источники мультфильмов и смешных анимационных роликов, рекламы детских вещей и игрушек (реклама имеет сильное влияние на детей, и производители используют это для повышения продаж).

Дети этого возраста также много времени тратят на игры в приложениях, содержание которых напрямую зависит от родителей: это могут познавательные «бродилки» для знакомства с цветами, геометрическими фигурами или алфавитом, а могут быть и реалистичные «стрелялки», в том числе довольно жёсткие. При этом на увлечение детей смартфонами и подобными гаджетами влияют как пример близких взрослых — мам, пап, старших братьев и сестёр, так и особенности детской моды, которая передаётся между сверстниками. Современные мобильные устройства (планшеты, смартфоны, часы и прочее) становятся неотъемлемой частью детского развития и образования. А родителям можно порекомендовать пользоваться принципом «золотой середины»:

1. Выделяйте разумное время и место для игры детей с гаджетами. Детям до двух лет они не рекомендованы совсем, до 5 лет — не больше часа в день (в общей сложности). Лучше всего, если это будут 10-15-минутки 2-3 раза в день. Ограничьте использование мобильных устройств во время еды и перед сном.

2. Оставляйте за собой право самим выбирать контент для маленьких детей. Он должен соответствовать их возрасту и быть безопасным, поэтому смотрите на соответствующие маркировки в самих приложениях и пару раз сыграйте вместе с ребёнком, что убедиться, что всё в порядке.

3. Убедитесь, что ребёнок получает достаточное количество других видов активности каждый день: подвижные, сюжетные игры, прогулки, физические упражнения, здоровый сон.

 

 

Евгения Воробьёва

генеральный директор петербургского семейного клуба «МалышМаПы»

Каждая эпоха накладывает свой отпечаток не только на быт, но и на взаимоотношения людей. Дети — это зеркало, отражающее как позитивные, так и негативные реалии. Сегодня, как и во все времена, дети стремятся во всём походить на своих родителей и сверстников и, конечно, сейчас уже трудно представить первоклассника, который не умеет пользоваться телефоном или планшетом. Однако не стоит отбирать у детей гаджеты, ведь в этом случае есть риск, что они станут изгоями в обществе сверстников. Но, безусловно, необходимо помнить и всячески поддерживать в них стремление общаться вживую с людьми, окружающим миром. В этом смысле очень показателен фильм «Одноклассники» с Адамом Сэндлером в главной роли, где отец семейства приходит в ужас оттого, что его дети, оказавшись на природе без телефонов и дорогих игрушек, не знают, что им делать, чем себя занять.

Между тем, подвижные детские игры, известные нам с детства, совсем не изменились, и по методам развития мышления ничуть не уступают современным гаджетам. Добавьте преимущество физических нагрузок, и станет понятно, что традиционные прятки, догонялки и войнушки не заменит ни один девайс, как бы хорош он ни был. Делать же его частью «живых» игр, на мой взгляд, не стоит: это то же самое, что положить перед малышом горсть конфет, а рядом поставить овсяную кашу, — конечно, он выберет сладкое. Здесь нужна воля родителей, которые заботятся о физическом и психологическом здоровье ребёнка, и понимают, что хотя бы один раз в неделю вполне можно обойтись без гаджетов.

Безусловно, для ребёнка любого возраста важна хорошая компания. В этом я убеждаюсь изо дня в день: в нашем клубе, к примеру, дети и подростки увлечены совместным творчеством, спортом, танцами, они занимаются самостоятельно и вместе с родителями, и никто не играет во что-либо, уткнувшись в телефон или планшет. Даже родители это отмечают, удивляясь, что дома оторваться ребёнка от планшета без истерики невозможно. Это ненормальная ситуация, когда у ребёнка нет альтернативы. И зачастую мы, взрослые, сами виноваты в том, что наши дети предпочитают онлайн-общение живому.