Если грамотность в широком понимании термина — не только умение читать и писать на предложенном языке, но ещё и способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания, то медиаграмотность — это умение как понимать и анализировать медиатексты, так и создавать их.
Информационная грамотность добавляет к этому комплекс умений работать с информацией — классифицировать её по заданным признакам, собирать, фильтровать, преобразовывать из одной формы в другую, излагать в соответствии с заданными параметрами и пр.
В настоящее время оптимальными областями, где необходима медиаобразовательная работа, являются:
- сфера обеспечения информационной безопасности личности (умение ориентироваться в медиапространстве, грамотно осуществлять навигацию, бороться с эффектами медиавирусов и интернет-аддикции);
- сфера поиска информации (умение составлять поисковые запросы, отбирать и фильтровать информацию, сохранять и изменять её по заданным параметрам, важно здесь также осуществление и стимулирование потребности в новой информации);
- сфера восприятия и интерпретации медиатекста (восприятия, понимания, освоения контекста, умения воспринимать концепцию и скрытый смысл /скрытые смыслы/ медиатекста, умение выстраивать свою концепцию по поводу полученной информации);
- сфера медиатворчества (создания собственных медиатекстов — как самостоятельно, так и в соавторстве; от репродуктивного уровня — через креативный — к творческому);
- практическое освоение медиапространства (умения соблюдать этику общения в медиапространстве, понимать направленность медиатизированного диалога; степень участие в создании и функционировании медиапространства на различных уровнях — от локального (например, школьного) медиапространства до общемировых информационных сетей).
* * *
Медиаграмотность — необходимый навык в век цифровых технологий. Это умение хорошо ориентироваться в разных типах медиа и понимать их суть. Дети сейчас получают огромное количество информации из разных источников, и среди них не только традиционные СМИ, к которым привыкли их родители (телевидение, радио, газеты и журналы). Это ещё и текстовые сообщения, мемы, видеоролики, социальные сети, видеоигры, реклама и многое другое. Но все медиаресурсы объединяет одно: кто-то их создал и по какой-то причине. Понимание этой причины лежит в основе медиаграмотности.
Медиаграмотность необходима, чтобы:
- научиться мыслить критически.
Сейчас создавать медиа может каждый. Поэтому стало труднее узнать, кто автор того или иного сообщения и можно ли ему доверять. Критическое мышление позволит не попасть в ловушку. Дети также должны уметь самостоятельно оценивать разные средства коммуникации, определять, насколько адекватный в них контент, почему была включена та или иная информация, насколько полно раскрыта тема, каковы основные идеи медиасообщения. Кроме того, дети учатся самостоятельно использовать разные примеры, которые помогут им сформировать собственное мнение по разным вопросам на основе информации, которую они уже знают.
- потреблять информацию с умом.
Медиаграмотность помогает детям определять, действительно ли то или иное ифнормационное сообщение заслуживает их доверия. Она также позволяет им распознавать специальные методы, которые используют маркетологи в рекламе, чтобы убедить людей купить товар.
- распознавать точку зрения автора.
У каждого есть своё мнение по тому или иному вопросу. Понимание позиции автора помогает детям уважать разные взгляды на мир. Кроме того, такой подход к информации структурирует сведения, которые дети уже знают.
- ответственно создавать медиасообщения.
Залог эффективной коммуникации — признавать собственную точку зрения, оценивать, что и как вы говорите, понимать, что каждое ваше сообщение оказывает то или иное влияние.
- осознавать роль медиа в нашей культуре.
От сплетен про знаменитостей на обложках журналов до мемов — средства массовой коммуникации постоянно рассказывают нам что-то, что формирует наше понимание мира и даже заставляет нас действовать или мыслить определённым образом.
- понимать цели автора.
Является ли сообщение чисто информативным, или автор пытается поменять ваше мнение, а может, рассказывает вам новые идеи, о которых вы никогда не слышали? Когда дети понимают, какое влияние на них может оказать то или иное медиа, понимая его истинную цель, они могут сделать осознанный выбор.
1. Отрывок статьи «Медиаграмотность и информационная культура в современной российской школе», Бондаренко Е.А., зав. лаб. медиаобразования ИСМО РАО, кандидат педагогических наук, доцент.
2. Перевод и адаптация текста. Оригинал статьи: commonsensemedia.org