С какого возраста можно давать детям гаджеты? С чего начать знакомство с различными устройствами? Что нужно помнить взрослым, прежде чем ребёнок станет активно использовать смартфоны и планшеты каждый день? Попросили экспертов поразмышлять на эту тему.
Ирина Пермякова
психолог, психодраматерапевт
Начинать знакомство с гаджетами нужно тогда, когда появляется в этом необходимость. Старшие дошкольники могут начать пользоваться, например, планшетом, ноутбуком: смотреть мультфильмы, играть в развивающие игры и приложения, осваивать навыки поиска информации. При этом устройство должно быть надёжно защищено программами родительского контроля и фильтрации контента. Конечно, осваивать гаджет ребёнку лучше под руководством взрослого.
Цифровое устройство не должно заменять внимание близких, использоваться в качестве няни или средства успокоения. И конечно, с появлением в жизни ребёнка цифровых устройств должны появиться и правила их использования. У дошкольника доминирующим времяпрепровождением должна оставаться игра в реальности, которая развивает воображение, координацию, навыки общения, социальные нормы. Конечно, у ребёнка должен быть большой багаж разнообразных занятий без использования цифровых устройств, которыми он может заниматься один или со сверстниками.
Как правило, с началом школьного обучения у ребёнка появляется больше гаджетов. В этот период особенно важны чёткие семейные правила использования устройств и знания «реальных» игр, в которые школьник может поиграть на перемене, что не позволит провести за гаджетами слишком много времени. Длительность использования устройств в течение дня зависит от особенностей ребёнка. Максмум 45-60 минут в день, которые разделены на несколько сессий.
Дарья Мингалиева
сооснователь компании «МУЛЬТиКУБИК»
У дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Причем не компьютерная, а живая, подвижная, в обществе взрослых или других детей. Поэтому в идеале, учёные рекомендуют отложить знакомство с планшетом и смартфоном до школьного возраста. Да и с его наступлением контакт с гаджетом должен длиться не более 15-20 минут в день: вред электромагнитного излучения от экранов изучен и подтверждён, а излучение синего спектра возбуждает нервную систему и негативно влияет на сон.
Мы для себя увидели решение проблемы в устройстве, работающем по принципу проектора, и создали портативный семейный кинотеатр. Родители понимают опасность традиционных экранов для ребёнка, но также осознают, что исключить общение дошкольника с электронными устройствами в современном мире практически невозможно. Ребёнок, лишённый интерактивного обучения и развития через взаимодействие с гаджетами, в какой-то момент может отстать от более «продвинутых» сверстников или столкнуться со сложностями в общении с ними.
Для каждого возраста ребёнка актуален свой формат взаимодействия с электронными устройствами и свой контент. Для самых маленьких подойдут всевозможные «засыпайки»: трансляция аудио со звуками природы, визуальные проекции. Начиная с 2 лет — диафильмы. Показ картинок на стене или потолке в затемнённом помещении и чтение сказок создают особую атмосферу общения с родителями и знакомства с гаджетом. В дальнейшем этот формат может превратиться в обучение чтению. Чуть позже актуальными становятся мультфильмы. Они должны отвечать 3 требованиям:
- доносить правильные ценности — добро, дружба, любовь;
- развивать и обучать ребёнка;
- соответствовать возрасту ребёнка.
Очень важно, чтобы ребёнок потреблял безопасный контент, и родители должны это контролировать. Развлекательный контент должен органично сочетаться с образовательным, развивающим. Эту задачу решают многочисленные сервисы и приложения, разработанные при участии психологов и педагогов.
Время контакта ребёнка с гаджетом зависит от формата взаимодействия — смотреть мультфильм на большом экране можно дольше, чем играть в игру на планшете. Самое главное, о чём должны помнить родители — чрезмерное увлечение электронными устройствами снижает интерес ребёнка к реальному миру. Каждая семья должна самостоятельно определить рамки в зависимости от индивидуальных особенностей и реакции малыша на гаджет.
Ольга Егорова
нейропсихолог Медико-педагогического Центра МЕДСИ на Красной Пресне
Сложно говорить о каком-то конкретном возрасте. Гаджеты сейчас занимают огромное место в нашей жизни, и важно понимать, какую функцию выполняет тот или иной гаджет для ребёнка и его семьи: это игрушка, средство для коммуникации или помощник в образовательном процессе? С учётом возраста и особенностей ребёнка, безусловно, можно использовать любые технические новшества и приспособления, которые способствуют его развитию и благополучию.
Чем меньше возраст, тем больше нужно родительское участие и понимание, что происходит при знакомстве и взаимодействии с каким бы то ни было гаджетом. Существует важный навык регуляции своего эмоционального состояния, который в зависимости от возраста реализуется на разных психофизиологических уровнях. Он формируется в контакте с близким взрослым, который утешает, веселит, успокаивает. Есть игрушки, которые чрезмерно будоражат ребёнка, вызывают сильные эмоции или сенсорные впечатления, которые он не в состоянии регулировать. Для того чтобы это отслеживать, взрослый должен быть рядом и внимательно наблюдать, что в этот момент с ребёнком происходит.
По сравнению с обычными игрушками, электронные девайсы обладают определённым преимуществом, так как дают более интенсивную сенсорную (слуховую, зрительную, тактильную) стимуляцию. Эти впечатления сильно захватывают ребёнка, и ему бывает довольно сложно переключиться на более спокойное исследование окружающего мира. Если внезапно прервать этот процесс, ребёнок может так сильно протестовать, что родитель, предпочитая вернуть своё спокойствие, позволяет ему играть дальше. В помощь родительскому контролю над гаджетами разработчики предлагали приложения, позволяющие на расстоянии блокировать устройство. Но опыт их использования показал, что реакции на внезапное выключение электронного устройства могут быть настолько непредсказуемыми и опасными для самих детей, что многим родителям пришлось отказаться от дистанционного контроля. Тем не менее, основная стратегия — это взаимные договорённости о времени использования и их соблюдение.
Время, проведённое перед экраном, конкурирует с двигательной активностью. Многочисленные исследования детей разных стран отмечают довольно раннее знакомство с планшетами и другими электронными устройствами — 25% детей знакомятся с гаджетами до 2 лет, 36% детей — до 4. Когда пытались прояснить, как продолжительность «экранного» времени влияет на эмоциональное, познавательное и социальное развитие детей, оказалось, что наиболее значительно оно сказывалось на эмоциональном благополучии детей и взаимоотношениях в семье в целом. На каждый дополнительный час экранного времени приходилось увеличение частоты эмоциональных нарушений в 1,5-2 раза. Позднее, в подростковый период, у детей отмечался дефицит социальных навыков — недостаток эмпатии, умения договариваться, вступать и поддерживать дружеские отношения. Также подростки страдали от трудностей, связанных с концентрацией внимания и недостатком контроля за импульсами агрессии. Исследователи предполагают, что слишком много времени перед экраном — до 8,5 часов в день, просто не оставляет детям шансов формировать и практиковать эти навыки. Помимо этого педиатры также предупреждают о негативном влиянии малоподвижности, включая экранное время (у дошкольников, начиная от 2 часов в день), на формирование факторов риска: лишний вес, недостаточность функционирования сердечно-сосудистой системы, ухудшение зрения.