Обучение в современных школах давно не сводится к чтению учебника и конспектам в тетрадях. С появлением цифровых технологий способов получения и усвоения информации стало гораздо больше, и учителя берут их на вооружение. Теперь ученики могут узнать много нового и полезного, проходя игры, просматривая видео и прослушивая лекции на своих смартфонах. Какие интернет-ресурсы учителя предлагают своим ученикам, чтобы помочь им лучше разбираться в математике, истории, быстрее выучить китайский язык и научиться разбираться в лирике Шекспира?
Анфиса Шоломицкая
учитель начальных классов школы №1788
Большинство педагогов школы №1788 — сторонники смешанного обучения, которое предполагает использование интерактивных приложений. Не первый год в школе активно применяют программы, с помощью которых можно создать тестовые задания: LearningApp, Kahoot, Plickers.
Приложение Plickers — компиляция онлайн-тестирования и распознавания ответов, зашифрованных в QR-коде. Педагог составляет тест с возможностью выбора вариантов ответа, а дети отвечают, поворачивая лист с распечатанным QR-кодом. Каждая из четырёх сторон соответствует варианту ответа — A, B, C, D. С помощью гаджета ответ сканируется, а приложение регистрирует результат в базу данных.
Простое и доступное приложение Compass 360 используется на уроках географии и в походах. Цифровой компас определяет местоположение с помощью GPS, стороны света и помогает детям ориентироваться на местности. Ученики скачивают компасы на свои электронные устройства и часть уроков географии проходит с использованием цифрового компаса.
Ученикам предлагаем использовать разные онлайн-ресурсы. Домашние задания по истории часто включают лекции на портале «Арзамас». Проверить знания по русскому языку ученики могут с помощью приложений «Орфография» и «Грамотей», а по математике — с помощью Kids Numbers and Math и Geeksmath. Старшеклассникам, чтобы не потерять интерес к подготовке к ЕГЭ, можно использовать интерактивные игры Castle Quiz — это интеллектуальные битвы по всем предметам.
Константин Бирюков
руководитель отдела информационных технологий Гимназии имени Е. М. Примакова
Кто-то из педагогов больше любит сайты с готовыми видеоуроками, кто-то стремится разнообразить учебный процесс яркими интерактивными приложениями. Я же рекомендую использовать на уроках все доступные средства. Главное — делать это осмысленно и не ради применения технологий как таковых. Интересных и полезных приложений много, но, к счастью, в каждой категории можно выделить какое-то одно.
Учителям, например, я бы посоветовал для распространения учебных материалов, сбора и проверки выполненных работ учащихся использовать приложение Showbie. С его помощью можно сфотографировать необходимый материал и отправить ученикам, при этом фотографию можно сопроводить пометками или аудиокомментарием. И ученикам, и учителям для представления проектов или объяснения новой темы подойдёт Green Screen, в котором создаются видео с разнообразными эффектами: рассказ о Луне можно сделать, «сидя» в космическом корабле, а о подводных обитателях — «находясь» на дне морском.
Ещё я бы выделил приложение Shakespeare’s Sonnets. Это интерактивная книга лирических произведений Шекспира, записанных на видео выдающимися британскими актёрами. Все 154 сонета великого англичанина снабжены комментарием, толковым словарём и подстрочником, позволяющим, одновременно читая и слушая, оттачивать своё произношение.
Елена Маханова
учитель русского языка и литературы в «Домашней школе» InternetUrok.ru
Обучение в «Домашней школе» полностью происходит в интернете. В основном, в форме уроков-консультаций, которые делятся на два вида: теоретические, на которых учитель объясняет тему, и работа с домашним заданием, где проводится разбор сделанных уроков. Онлайн-консультация может быть назначена в удобное для ребёнка время. Её можно просмотреть не только в прямом эфире, но и в записи. Учитель может разнообразить и дополнить консультацию с помощью видео- и аудиозаписей, а ребёнок всегда может задать вопрос в чате. В большинстве случаев дети делают домашнее задание письменно, при этом они часто хотят оформить свои ответы необычно — в виде презентации, иллюстративного материала. Для подготовки консультации используются видеоуроки, размещённые на сайте InternetUrok.ru. Это удобно ещё и потому, что, если ребёнок что-то не понял, он может пересмотреть запись. Такой формат позволяет быстро восполнять пробелы в знаниях и осваивать материалы эффективней.
Анастасия Кондратьева
учитель китайского и английского языков школы № 1354 «Вектор»
В изучении иностранных языков первый помощник — словарь. Поэтому наши ученики пользуются Trainchinese, в котором есть анимация написания иероглифов, а для лучшего запоминания фонетики каждый иероглиф одного тона имеет свой цвет. У словаря своя система поиска, которая отдаёт предпочтение тем словам, которые будут действительно полезны. Словарь подходит как начинающим изучать язык, так и продолжающим. Ещё одна функция Trainchinese — система оптического распознавания, которая помогает новичкам справиться с переводом меню, вывесок и даже книг.
Приложение HelloChinese благодаря интуитивно понятному интерфейсу и тренажёрам по грамматике, фонетике и лексике по более чем 30 темам хорошо подходит для начинающих. А вот более продвинутые в языке школьники используют для подготовки к экзаменам на уровень владения языком Hello HSK, HSK 1-5 и YCT 1-4. Они содержат различные интерактивные, в том числе игровые, задания и тесты, максимально приближенные к экзаменационным.
Светлана Иванеско
учитель биологии школы №1392 им. Д. В. Рябинкина
Я заметила, что детям гораздо больше нравится проходить контрольные задания на своих планшетах или смартфонах, поэтому часто создаю тесты и викторины с помощью LearningApp. На сайте «Московской электронной школы» я прописываю сценарии уроков или нахожу те, что соответствуют моей системе преподавания. В МЭШ хороши так называемые атомики — изображения и видеофрагменты, которые удобно использовать в любой момент занятия и таким образом иллюстрировать тему урока. Видеофрагменты я также нахожу на портале InternetUrok.ru, где собрана крупная база видео, презентаций и рекомендаций к урокам. Материалы этого портала хороши как для прохождения на уроке, так и для самостоятельного изучения учеником.
Николай Иртуганов
учитель информатики школы №2120
У каждого педагога нашей школы есть свой набор ресурсов для углублённого изучения предмета. Так, ученики используют сайт «Класс!ная физика», где представлены интерактивные физические модели и процессы. На уроках географии ребята в форме викторины изучают названия стран, городов и других объектов c Seterra, измеряют расстояния в Google Earth и погружаются в астрономические темы с Solar System Scope.
Большой популярностью пользуется приложение Kahoot, с помощью которого создаются тесты. Однако я для использования внутри школы разработал свою систему тестирования, сайт адаптирован для всех устройств: учитель вносит вопросы, которые затем в случайном порядке выдаются детям в их аккаунтах. Ответы автоматически оцениваются, потом формируется рейтинг. Статистика открыта и доступна всем. Многопользовательский режим позволяет учителям обмениваться между собой заготовками тестов.