Закрыть

Мнения экспертов

Интернет-зависимость: рекомендации психолога родителям подростков

03.11.2017

 

Интернет стал неотъемлемой частью жизни детей и подростков, и это нормально. Виртуальная среда в значительной степени влияет на социализацию, даёт подростку возможность создать свой уникальный образ и экспериментировать с ним. Это пространство для общения, знакомств, где можно ещё и стать популярным. В принципе, теперешние дети и подростки делают всё то же самое, что делали их сверстники из предыдущих поколений, но только в сети. Тем не менее мы живём в реальном мире. И беспокойство родителей по поводу времени, которое ребёнок проводит в интернете, только растёт. Кроме того, чрезмерное использование интернета и гаджетов действительно может негативно влиять на здоровье, снижать иммунитет, повышать тревожность, сокращать время общения с близкими людьми, отрицательно влиять на успеваемость. Психолог Ирина Пермякова поделилась с Media Kid советами о том, как не допустить и вовремя распознать интернет-зависимость. 

 

* * *

Интернет и компьютерные игры способствуют выработке дофамина — гормона радости. Однако если его слишком много, это может негативно повлиять на мозг. Согласно данным исследования, головной мозг подростка, который проводит за видеоиграми более трёх часов в день, схож с мозгом химически зависимого человека. Но ведь всё равно дети большую часть времени так или иначе проводят онлайн. Поэтому часто можно услышать фразу в адрес подростка: «Да у тебя же интернет-зависимость!» Хотя по данным российских исследований, настоящая зависимость от интернета наблюдается у 5% людей, у остальных же — «чрезмерная увлечённость».

Признаки истинной интернет-зависимости таковы:

  • потеря контроля над временем пребывания в сети и своим поведением;
  • синдром отмены (отсутствие доступа в интернет вызывает сильные отрицательные эмоциональные проявления и физическое недомогание);
  • потеря чувства реальности (интернет становится важнее других жизненных сфер).

Почему интернет так привлекателен?

  • Он прост. В сети просто найти информацию, просто завести аккаунт и создать себе нужный имидж, просто получить удовольствие, посмотрев видео или сыграв в игру.
  • Бесконечен. Можно бесконечно долго переходить с одной ссылки на другую, увлекаясь, теряя ощущение времени.
  • Многофункционален. В сети можно общаться, знакомиться, узнавать полезную и бесполезную информацию, смотреть видео, учиться, слушать музыку, то есть интернет может легко удовлетворить практически все потребности подростка.
  • Коллективен. Все друзья, одноклассники, сверстники, ребята постарше, на которых хочется походить, пользуются интернет-сервисами, играми, сайтами, новыми соцсетями. Поэтому подростку важно не отставать от них.

Поскольку интернет является важной частью жизни человека, надо помочь подростку сформировать к нему адекватное отношение, научить использовать максимально эффективно без вреда для себя и без потерь в реальной жизни. К слову, важнейшей мерой профилактики интернет-зависимости является развитие воли. Начинать необходимо в дошкольном или хотя бы младшем школьном возрасте. Потом это поможет подростку лучше контролировать своё пребывание в интернете.

Когда же нужно начинать беспокоиться? Если ради интернета ребёнок пренебрегает сном, полноценным отдыхом и питанием, реальным общением, увлечениями, учёбой, обязанностями. Если его настроение сильно зависит от возможности быть онлайн.

Независимо от того, есть чрезмерная увлеченность или нет, важно для начала понять причину пребывания в интернете. Как? Искренне интересуйтесь тем, что там делает ваш ребёнок. При этом не стоит следить или выпытывать информацию, важно доверительно общаться, проявлять неподдельный интерес к его виртуальной жизни, делиться своими интересами и мнением. 

Необходимо понять, что ваш ребёнок предпочитает делать в интернете: общается (где и с кем?) или просто постоянно отслеживает ленту новостей в социальной сети (что это за новости, для чего он это делает?), старается приобрести популярность, ведя блог или видеоблог, выкладывая свои рисунки, музыку или что-то ещё, играет (во что, с какой целью?). А может быть, интернет — это место первого заработка. Интернет также может быть единственным вариантом борьбы со стрессом. Если подросток уходит в интернет-пространство при появлении трудностей, это сигнал, что необходимо помочь ему в сложной ситуации. Если ребёнок много играет, то нужно понять цель и механику игры. Иногда любовь к играм основана на потребности в общении, которая удовлетворяется перепиской с другими игроками или соревновательной деятельностью.

После определения причины, необходимо постараться найти альтернативу в реальности. Если подросток увлечён самой механикой игры, в реальности его можно попробовать увлечь программированием, проектированием или даже спортивными занятиями, если его привлекает получение захватывающих эмоций. Если ребёнок ведет свой блог или выкладывает видео, он может заинтересоваться школами, кружками, лагерями, в которых обучают основам журналистики, фотографии, кино- и видеосъёмки. Если он общается онлайн со своими друзьями, попробуйте вместе придумать возможность для интересного времяпрепровождения с ними в реальной жизни. Если же подросток общается с незнакомыми людьми, ему может понравиться в различных подростковых клубах и лагерях.

Само пребывание в интернете тоже можно сделать более полезным. Расскажите ребёнку о различных конкурсах для ребят его возраста (например, в сфере дизайна, фотографии, видео, социальной рекламы, литературных произведений) или о хороших ресурсах для бесплатного онлайн-обучения (курсы могут выходить далеко за пределы школьной программы). Кроме того, общаться или смотреть видео можно на иностранном языке. 

Важно показать подростку, что вы не против его увлечения, поддерживаете его, но хотите помочь ему раскрыть свои способности и сделать жизнь ещё лучше и ярче. Родителям важно понять, что можно сделать, чтобы приблизить реальный образ подростка к желаемому, с которым он экспериментирует в соцсетях.

Чтобы упорядочить интернет-активность, избежать многих недоразумений и развить дисциплинированность, необходимы семейные правила.

Они должны быть:

  • сформулированными до, а не после;
  • позитивными, без отрицания и частицы не;
  • чёткими (что, где, когда, сколько?);
  • принятыми и зафиксированными после совместного обсуждения;
  • гибкими и с возможностью пересмотра и изменения;
  • соблюдаемыми всеми членами семьи без исключения.

 

Чего делать точно не стоит:

  • использовать гаджет как средство успокоения или развлечения маленького ребёнка, вместо этого подойдет игра, книга, раскраска;
  • использовать гаджет в качестве поощрения или наказания (подумайте, какую ценность и какое отношение к интернету и разным девайсам вы передаёте таким образом);
  • оставлять своего ребёнка без внимания, не интересоваться его делами;
  • слишком контролировать (в этом случае интернет будет восприниматься как единственная возможность свободы);
  • чрезмерно занимать подростка (опять-таки, в интернете он сможет хоть немного передохнуть между уроками музыки, иностранного языка, робототехники и бальных танцев);
  • нарушать установленные правила.

 

Как предупредить развитие или уменьшить чрезмерную увлечённость интернетом?

 

  • Устраивайте регулярные физминутки. Не каждый подросток согласится выполнять простую гимнастику для глаз и лёгкие физические упражнения в перерыве между интернет-сессиями, но предложить такой вариант стоит. Часто вполне достаточно просто пройтись до кухни, протереть пыль, полить цветы, сделать приседания или отжаться 10 раз.
  • Договоритесь, что подросток будет ставить себе цель пребывания в интернете и даже план её достижения. Как только цель достигнута, необходимо выйти из интернета.
  • Подростку может показаться интересным вести дневник своей интернет-активности. Проанализировав записи, он сможет попробовать понять причины затяжного пребывания в интернете. Поняв причины и потребности, можно вместе найти альтернативы в реальности. Вполне возможно, что альтернативы со временем превратятся в любимое хобби.
  • В тяжёлых случаях не стоит пренебрегать внешним контролем. И это не внимательный взгляд родителя или бабушки. Существует множество программ и приложений, которые можно установить на компьютер и телефон. С их помощью можно контролировать действия в интернете или на определённых сайтах.
  • Показывайте пример своим поведением. Если взрослый проводит часы напролёт в интернете, листая ленту новостей в фейсбуке, то у подростка возникнет вопрос, почему он должен ограничивать себя и соблюдать правила, почему взрослому можно, а ему нельзя. Высказывайте мнение относительно «накрутки» и покупки «лайков», обсуждатйте актуальные интернет-тенденции, развивайте критическое отношение к получаемой информации.
  • Устраивайте дни без интернета. Всей семьёй. Замените его чем-то увлекательным: отправьтесь гулять в незнакомое место в городе, сходите на пикник или спортивный праздник, играйте в настольные игры, читайте, а главное — просто разговаривайте, рассказывайте о себе, своих делах, мечтах, увлечениях, заботах и планах, спрашивайте о них своего ребёнка. День без интернета и гаджетов может стать отличной семейной традицией, которая пойдёт на пользу всем без исключения. Проводить семейный отпуск лучше тоже с минимальным использованием гаджетов.

Несмотря на значимость интернета и технологий, важно оставаться в реальности и жить полноценно. Пусть жизнь ребёнка будет насыщенной и интересной, наполненной живым общением, впечатлениями, увлечениями, возможностями самостоятельного выбора. Так вероятность чрезмерной увлечённости интернетом или онлайн-зависимости значительно снижается. Если же вы всё-таки замечаете признаки интернет-зависимости или ваши активные действия не приводят к результату, имеет смысл обратиться к психологу за индивидуальными рекомендациями.

 

Фото: kaboompics.com, pexels.com