Как защитить ребёнка от нападок в интернете и научить его правильно реагировать на онлайн-агрессию — про кибербуллинг сейчас говорят много и часто. Но у этого актуального явления есть и другая сторона — когда ребёнок получает оскорбления от самого себя. Что заставляет детей заводить фейковые странички в соцсетях и закидывать себя гневными комментариями на глазах у своих подписчиков? Чтобы разобраться, перевели колонку американского психолога Джули Фрага (Juli Fraga) и попросили российских экспертов дать свои комментарии.
* * *
Постоянные скачки настроения в подростковом возрасте — обычное явление. Однако для многих тинэйджеров эмоциональная нестабильность оборачивается серьёзными последствиями: повышенной тревожностью, нервными расстройствами и депрессией. По результатам исследования британских учёных, от 13% до 18% подростков с расстройствами психики причиняют себе физическую боль: наносят раны, ожоги и другие травмы, чтобы справиться с болью душевной. Сейчас клинические психологи пришли к выводу, что современные подростки нашли новый способ справляться с ментальными проблемами — они причиняют себе вред с помощью интернета — заводят фейковые аккаунты в социальных сетях и оставляют грубые, унизительные комментарии в свой адрес. Одна из причин такому поведению — неувереннсть в себе, чувство уязвимости, боязнь насмешек от сверстников.
Согласно опросу прошлого года, в котором участвовали 5593 американских школьника от 12 до 17 лет, 6% подростков занимаются самобуллингом в интернете. Они делают это, чтобы справиться с чувством печали и ненависти к себе, а также чтобы привлечь внимание окружающих. Многие делали это не один раз.
Психологи и раньше замечали подобное поведение у подростков. В менее масштабном исследовании 2012 года с 617 восьмиклассниками исследователи выяснили, что кибербуллингом занимались 9% подростков. Участвовавшие в опросе тинэйджеры сообщали о том, что оскорбляли себя в сети, чтобы заставить других людей беспокоиться о них, доказать, насколько они морально сильные, или привлечь внимание старших.
Ирина Пермякова, психолог, психодраматерапевт
В последние несколько лет среди подростков особенно ярко проявляется тенденция самоповреждающего поведения: они наносят себе царапины и порезы различной глубины, ожоги, расчёсывают раны и ссадины, принимают незначительные дозы лекарственных препаратов. Повреждения могут быть импульсивными в качестве самонаказания или же это такие попытки справиться со стрессом, способ облегчить свои душевные страдания. Не исключено также, что этими действиями подросток хочет доказать свою силу и «крутизину».
С появлением интернета и социальных сетей привычные культурные формы и практики перемещаются в виртуальное пространство. Там тоже знакомятся, ссорятся, выясняют отношения, подшучивают и поддерживают, проводят флешмобы и акции. Для подростков интернет — привычная «среда обитания». Неудивительно, что самоповреждающее поведение появилось и там.
Несмотря на некоторое сходство, вероятно, у самоповреждающего поведения в интернете есть свои особенности. Если изъяны на теле подростки скорее скрывают, то агрессивные действия в интернете по отношению к самому себе, вероятно, направлены на то, чтобы окружающие обратили на подростка внимание. Не думаю, что такое поведение в этом случае импульсивно. Вероятно, подросток, занимающийся самокибербуллингом, находится в продолжительной трудной жизненной ситуации. Возможно, подобными действиями он хочет получить поддержку, одобрение или уважение окружающих, если он даёт отпор своим же комментариям. Агрессивное поведение в свой адрес может говорить и об отношении подростка к себе, о непринятии себя таким, какой он есть. Самокибербуллинг — серьёзный сигнал, что подростку тяжело, и ему нужно помочь.
Как бы банально это ни звучало, родителю важно быть чутким. Общаться с ребёнком. Замечать изменения его состояния. Быть опорой и поддержкой, человеком, к которому можно и нужно обратиться в трудной ситуации. Родителю важно знать, чем живет его ребёнок, его дела и интересы. Присутствовать в социальных сетях, которые ему нравятся, периодически просматривать его страницы. Да, у ребёнка может быть несколько профилей, он имеет на это право, но родитель в целом может включаться в онлайн-жизнь подростка, понимать эту культуру и среду. Родитель может помочь развивать социальные контакты и дружеские отношения, научиться справляться со стрессом, регулировать эмоции, искать конструктивные выходы из трудных ситуаций, развивать понимание себя, своих способностей и возможностей.
По данным статистического анализа от Центров по контролю и профилактике заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention), число оскорбляющих себя в сети девочек в возрасте от 10 до 14 неуклонно растёт уже 10 лет. Американская ассоциация психологов в свою очередь сообщает, что подростки, занимающиеся кибербуллингом, зачастую страдают от депрессии, посттравматического стресса или испытывают сложности с контролем эмоций. Однако отнюдь не все подростки, оставляющие самим себе унизительные комментарии, страдают психическими заболеваниями, но это не умаляет серьёзности ситуации.
Появление социальных сетей изменило то, как современные подростки понимают и переживают взаимоотношения, поэтому нормальные подростковые чувства неуверенности в себе, беспокойства и одиночества могут только усилиться, ведь их ленты в соцсетях показывают совсем иную жизнь сверстников — полную радости и счастья.
Эксперты отмечают, что так же, как и подростки, которые причиняют себе физический вред, дети, оскорбляющие себя в социальных сетях, тихо страдают, чувствуя, что им просто не на кого положиться. Направляя негативные эмоции против себя в сети, подростки пытаются справиться со своими переживаниями. Некоторые родители стараются решить эту проблему, ограничивая своих детей использовании соцсетей, однако это не очень эффективно. Некоторые исследователи убеждены, что одно из лучших решений в такой ситуации — настроить искренние, доверительные отношения с детьми. Открытое обсуждение проблем подростка даст ему понять, что он всегда может рассказать обо всех своих переживания родителям — как онлайн, так и офлайн.
Екатерина Сафонова, психолог портала «Я-Родитель»
Кибербуллинг — один из самых распространённых и обсуждаемых экспертами вопросов. В связи с тем, что у современных детей и подростков появилась ещё одна среда — виртуальная, многие проблемы тоже приобрели новые формы проявления. Например, 30 лет назад девочки-подростки ярко одевались и красились, чтобы привлечь внимание противоположного пола, а теперь они ставят новые аватарки и пишут яркие комментарии в социальных сетях.
Кибербуллинг — новая форма старых проблем: таким образом подростки поднимают свою самооценку, экспериментируют во взаимоотношениях со сверстниками, стараются проработать свои переживания. Кибербуллинг, направленный на самого себя (то есть оскорбительные комментарии в свой адрес), также свидетельствует о непроработанных личностных проблемах подростка.
Наиболее вероятно, что таким образом подросток пытается справиться с критикой, чувствуя свою беспомощность при реальных оскорблениях. Ребёнок пишет сам себе оскорбительный комментарий, а затем придумывает на него ответ, который, по его субъективному мнению, будет наиболее оптимальным в подобной ситуации. Для того чтобы уметь противостоять критике в реальной жизни, подросток репетирует такое поведения в виртуальной среде — она кажется ему более безопасной.
Иногда причиной таких поступков может служить другая потребность ребёнка — потребность во внимании, причём таким образом можно привлечь к себе внимание как ровесников, так и более старших людей — например, родителей. Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте стоит достаточно остро, и задача родителей — создать наиболее безопасную среду внутри семьи, чтобы ребёнок не искал выхода из ситуации в интернете.
Источник: npr.org
Перевод: Юлия Морозова
Фото: личный архив экспертов + unsplash.com