Сегодня, говоря о развитии детей, обязательно обсуждают, сколько можно и нельзя пользоваться гаджетами ребёнку в разном возрасте. А что на счёт родителей? Для них должны быть какие-то ограничения? Под этим углом проблема современного воспитания почти не рассматривается. Недавно этот вопрос подняла Эрика Кристакис — специалист по раннему развитию и воспитанию детей, автор педагогического бестселлера The Importance of Being Little: What Young Children Really Needs from Grown Ups. Мы перевели и адаптировали её статью, опубликованную в издании The Atlantic.
* * *
Мы активно критикуем современные девайсы. В каких только «смертных» грехах ни обвиняли смартфоны: они — причина автомобильных аварий, нарушений сна, проблем в отношениях, это из-за них мы меньше стали сопереживать друг другу. Кажется, проще перечислить, что они ещё не успели испортить.
Несмотря на это, одна проблема всё ещё остаётся без должного внимания. Она связана с развитием детей. Но, скорее всего, это не та проблема, о которой вы могли подумать. Нам стоит больше беспокоиться о родителях, «выключенных» из воспитания детей, чем о детях, одержимых своими устройствами.
Сразу надо оговориться, что поднимая проблему родителей и гаджетов, безусловно, нельзя игнорировать то негативное воздействие, которые девайсы всё же могут оказывать на детей. Сегодня дошкольники проводят перед экраном больше 4 часов в день. С 1970 года возраст, когда времяпровождение перед экраном становится «обычным делом», снизился с 4 лет до 4 месяцев.
Никто не спорит, что дети «приклеенные» к гаджетам, упускают много возможностей исследовать мир и общаться. Но сейчас мы просто посмотрим на ситуацию с другой стороны. Даже если сейчас родители и проводят с детьми больше времени, качество общения между ними снизилось. Взрослые присутствуют в жизни детей физически, но эмоционально они стали более отстранёнными. Такой стиль общения может нарушить древнюю, устоявшуюся систему эмоциональных сигналов — основу человеческого общения и обучения. Здесь мы оказываемся на неисследованной территории.
Существует так называемый диадический принцип изучения детского развития — через общение ребёнка с родителями. Например, голосовое поведение родителей во всём мире при общении с младенцами и маленькими детьми отличается большей высотой тона, упрощённой грамматической структурой, увлечённостью и повышенной эмоциональностью. Это может раздражать взрослых, наблюдающих такое «общение» со стороны, но дети от этого просто в восторге. Более того, одно из исследований показало, что младенцы, с которыми разговаривали в такой особой манере с 11-14 месяцев, знали вдвое больше слов к 2 годам, чем те, с кем так не общались.
Проблемы начинаются тогда, когда система сигналов между взрослым и ребёнком — столь важная для его развития на ранних стадиях — прерывается. Например, звуковым сигналом о новом сообщении или срочной проверкой инстаграма. Эта закономерность быстро привлекла внимание к физическим опасностям, которые представляют собой «отключённые» родители. Но ушло гораздо больше времени, чтобы заметить пагубное влияние на умственное развитие детей.
В начале 2010-х учёные из Бостона провели эксперимент, наблюдая за 55 семьями в ресторанах быстрого питания. В 40 из этих семей взрослые пользовались смартфонами: кто в меньшей, кто в большей степени. Но порой доходило и до абсурдного: некоторые родители полностью игнорировали детей, постоянно проверяя обновления в соцсетях, отвечая на сообщения. Неудивительно, что дети стали требовать к себе больше внимания, но почти всегда безуспешно.
Выяснить, насколько использование телефонов родителями влияет на языковые способности ребёнка, – такой была цель другого исследования, проведённого учёными из Филадельфии. В исследовании участвовали 38 матерей со своими двухлетними детьми. Каждая мама сидела в комнате с ребёнком и должна была объяснить ему значение незнакомых слов. Каждой также дали мобильный телефон. Если объяснение прерывалось телефонным звонком, ребёнок не запоминал новое слово.
Конечно, если это происходит не так часто, катастрофы не случится. Но если такое невнимание к детям становится перманентным, это уже другая история. Использование смартфонов часто ассоциируют с известными признаками зависимости. Не только дети, но и взрослые становятся раздражительными, когда их отрывают от смартфона. «Отключённый» родитель начинает злиться быстрее обычного, считает, что им пытаются манипулировать, хотя ребёнок просто хочет внимания. Мы просто не всегда понимаем, как сильно страдают дети в те моменты, когда мы резко прерываем общение и взаимодействие с ними.
Вместе с тем сегодня происходит расцвет чрезмерной заботы — через постоянные звонки и оповещения. Похоже, мы нашли наихудший способ быть родителями — мы всегда вроде бы рядом, мешая детям стать самостоятельными, но эмоционально мы едва присутствуем в их жизни.
Конечно, во многих случаях взрослые заняты важными делами: решают срочные рабочие задачи, изучают актуальные новости, заказывают вещи для дома, одно цепляется за другое - и вот мы в этом замкнутом цифровом пространстве. Но если вы проводите время рядом со своим ребёнком, просто отложите свой смартфон в сторону.
Оригинал статьи: The Atlantic
Перевод: Сафа Сабиров
Фото: Unsplash.com