Когда купить первый смартфон, сколько времени разрешать ребёнку проводить за компьютером, какие приложения скачивать, обязательно ли устанавливать программы родительского контроля — с этими и другими вопросами рано или поздно сталкивается каждый родитель. Поэтому о гаджетах мы говорим не только с экспертами, но и обсуждаем все эти темы в современными мамами и папами.
Сегодня герой рубрики «Опыт родителей» Денис Каминский — сооснователь проекта FutureToday, преподаватель МГУ (экономический факультет) и московской школы коммуникаций MACS. Вместе с женой Денис воспитывает двоих детей — Лизу (12 лет) и Максима (7 лет).
Денис, расскажите, без каких гаджетов не обходится ваш день?
Необходимая пара, конечно, это компьютер + телефон. С ними я на связи и по рабочим, и по личным вопросам в будни, в выходные и иногда в отпуске. Телефон иногда во многом может заменить компьютер.
Есть ли смартфон и планшет у ваших детей?
У Максима пока нет своего телефона, а у старшей дочери он появился лет 5 назад. Тогда это было обычное кнопочное устройство. В прошлом году мы ей подарили более современный смартфон, но и он достаточно простой — никаких игрушек на нём нет, только WhatsApp, где Лиза общается с друзьями.
Что касается планшета, то дети периодически пользуются айпадом, но ограниченно. Не потому, что мы как-то особенно запрещаем. Нет. Просто Лиза сама не очень в нём заинтересована, она больше любит книги читать. Максим может посмотреть мультики и фильмы, но тоже не часто. Он больше любит слушать аудиосказки, поэтому планшет работает фоном: он чем-то занимается и параллельно слушает сказки. Но когда Максим был помладше и случалось так, что нужно было оставить его дома одного, мы включали ему длинный мультфильм, чтобы он точно не двигался с места. Так мы спокойнее уходили, были уверены, что ему не скучно одному и что всё будет в порядке.
А дочка не хочет более навороченный телефон, чтобы поставить модные среди её сверстников приложения?
В этом случае у нас включаются опции «хочет» и «стремится». Парадокс заключается в том, что мы некоторое время назад договорились, что у неё будет айфон, если она закроет задолженности по учёбе. Сделаешь — будет телефон. Она так и не сделала. Видимо, не очень хочет. Мы в целом не против и ничего не запрещаем, но есть уговор и определённые условия, которые ей надо выполнить (пока мы согласовывали статью она, кстати, доделала свои «хвосты» и выяснилось, что на iPhone 4, который у нас проходил как «навороченный», нельзя установить WhatsApp. Сейчас будем решать этот вопрос).
Есть ли у вас какое-то определённое правило для гаджетов, например, дети могут сидеть перед экранами только определённое количество часов в день?
Нет, такого нет. Мы в принципе почти ничего не смотрим на планшете (да и по телевизору тоже, хотя он дома есть). Иногда, чтобы дети поскорее проснулись, я им с утра включаю видео от National Geographic про львов или дельфинов. Или какой-то другой образовательный фильм. Иногда что-то можем посмотреть вечером. Но нет какого-то конкретно заданного и разрешённого объёма на день.
На планшете можно не только смотреть видео и мультики, но и играть в игры, пользоваться образовательными приложениями. Вы устанавливали детям что-нибудь?
Конечно. Были образовательные приложения, пользоваться которыми мы разрешали детям без ограничений. Например, есть замечательное приложение LightBot. Оно учит алгоритмическому мышлению: роботу нужно задать определённую программу действий. По сути, это приложение учит самым базовым навыкам программирования. Было также несколько шахматных программ. Они, конечно, пользовались меньшей популярностью, чем какие-то игры. Например, «Марио» или «Террария». Но с играми у нас всегда были договорённости: если дети хотят поиграть, то нужно сначала спросить разрешения. Это не так, что ты играешь просто потому, что ты можешь сам запустить приложение.
Дети часто сопротивляются в этом случае: требуют больше времени на игры. Ваши дети никогда не «капризничали», уговаривая поиграть ещё или скачать приложения, которые они хотят?
Они просто понимают, что истерить нет смысла. К тому же, сидеть и целый день пялиться в экран — это совершенно не полезно.
Дети это всегда понимают. Главное — им весело. Для многих это куда интереснее, чем читать книги.
Не знаю, нам, наверное, повезло. Лиза очень любит читать. Максим явно больше интересуется компьютерами, чем Лиза. Но он очень любит слушать аудиокниги. Конечно, они оба любят поиграть в компьютерные игры и посмотреть что-то. Наверное, если бы мы разрешали делать это без ограничения, они бы тратили на экраны гораздо больше времени. Но мы не разрешаем, а они, как мне кажется, достаточно спокойно это воспринимают. Я не считаю, что, например, компьютерные игры — это плохо. Я считаю, что это очень даже хорошо. Я сам люблю играть в «Цивилизацию». В детстве проводил кучу времени, играя, и детей сейчас подсадил. Мы периодически играем вместе. Мне кажется, это классно. Нет проблем в том, что ты играешь. Проблемы начинаются, когда ты себя не контролируешь.
Разговариваете ли вы с детьми про медиаграмотность и правила пользования интернетом?
По случаю. Специально какого-то разговора пока не было. Как я уже сказал, дети не сидят в интернете. Максим ещё маленький, а Лизе это неинтересно. Она не сёрфит постоянно. Так что повода особого не было. Думаю, что в ближайшее время мы будем больше учить её работать с компьютером — и тогда, конечно, этот разговор возникнет.
А вы считаете, что это важная тема в принципе? Должны ли это делать родители дома или ответственность ещё и на школах?
Считаю, что это должны делать родители либо какие-то общественные организации, где люди с чувством об этом рассказывают. Но не официальная обязаловка в школе, только разве что-то совсем базовое. Хочется тут провести аналогию с умением оказывать первую помощь. Понятно, что это в принципе всем нужно, это важный навык. Но сколько я ни видел предметов типа ОБЖ, это ужасное занудство и бессмысленная трата времени. Почему вдруг медиаграмотность будет другой, я не очень представляю.
А что насчёт уроков информатики?
Из того, что я видел, это всегда было кошмарно. А сейчас у нас дети на домашнем обучении, и у них нет урока информатики в привычном понимании. Возможно, именно из-за домашнего обучения процесс погружения детей в современные технологии и гаджеты происходит немного по-другому. Нам наверняка ещё предстоит это пройти, но мы, конечно, уже объясняем какие-то основы. Ситуация с постоянным онлайн вызывает и клиповое мышление, и худшую усидчивость, наверное, и на физиологическом уровне влияет на детей. Поэтому из этих соображений мы тоже ограничиваем. Но сейчас это важная часть нашей жизни, со своими плюсами и минусами, ограждать совсем от этого нет смысла. Надо просто уметь правильно гаджетами пользоваться. И наша задача донести это до детей.
Почему вы решили перевести детей на домашнее обучение?
Лиза ходила несколько лет в школу. Но во-первых, это было не очень эффективно с точки зрения чему и как учили. А во-вторых, в какой-то момент там началась вакханалия политического рода: «Когда ты смотришь на немца, ты должен помнить, что его дед убивал твоего деда», «Мы должны учить наших детей патриотизму и ненавидеть наших врагов». Это реальные цитаты. В моём понимании патриотизм — это любить родину, а не ненавидеть кого-то. И вообще это не разговоры для детей во 2-3 классе. В другую школу решили не переводить — это была лучшая школа в районе, а далеко возить не хотелось. Считаю, что у ребёнка должно быть детство и не нужно тратить его на дорогу.
А как Лиза и Максим проводят свободное время?
У Лизы достаточно плотный график, потому что она ходит на множество дополнительных занятий. Это и математика, и русский, театральная студия, лекции в Пушкинском музее, история, география, экскурсии. У Максима каратэ, футбол, в театральную студию тоже ходил.
Такой плотный график — это выбор родителей или детей?
В целом, это выбор мой и моей жены, но дети всегда могут не заниматься тем, что им не нравится. Это не обязаловка.
Остаётся ли у них время на прогулки с друзьями?
Нет, так у нас не работает. Во-первых, мы в этом смысле опасливые. Лиза, конечно, может ходить одна на занятия, в пределах 10-15 минут, но вообще она не гуляет одна даже около дома. В любом случае раньше 10 лет мы бы её никуда и не отпускали. Во-вторых, у нас во дворе нет какой-то тусовки, с которой она бы общалась. И я не знаю, какая из двух причин первична.
У нас есть семейная компания друзей, у которых тоже есть дети, и мы периодически встречаемся все вместе, ездим в гости. У Лизы, конечно, ещё есть друзья на разных занятиях. Они отзанимались, а после могут час-полтора гулять где-то в окрестностях, в кафе сходить перекусить.
GPS-часы не уменьшили бы ваших беспокойств о безопасности?
Я покупал часы Максиму, но они непонятно работали, с ними было не очень удобно. Так что мы не прониклись этой идеей. Но наверное, частично такое решение бы уменьшило беспокойства, но в них и нет сейчас большой потребности, поэтому мы дальше в эту тему не углублялись.
А соцсетями Лиза пользуется?
Года 4 назад она сказала, что хочет зарегистрироваться «Фейсбуке». Мы ей ответили: «Если сможешь сама завести аккаунт, то заводи». Честно, я думал, что у неё не получится, потому что там нужен адрес электронной почты и есть ограничения по возрасту, Но ребёнок быстро схватил суть. Выяснилось, что можно регистрироваться по номеру телефона. А указать другой возраст и вовсе не проблема. Зарегистрировалась, понадобавляла в друзья родственников и наших знакомых, и ей как-то это всё быстро надоело. Она потом забыла пароль и так и не заходит туда. Её это совсем не затянуло.
А инстаграм?
Я думаю, она о нём ещё не знает. Но в любом случае у неё есть возможность получить нормальный телефон, на который она может делать фоточки, выкладывать их, устанавливать модные приложения. Условия мы помним.
В какой-то момент она всё же начнёт активно пользоваться соцсетями. Будет ли вас что-то тревожить?
Да, конечно. В первую очередь неконтролируемый круг знакомств: непонятные люди, которые могут иметь какие-то свои цели. Потом технические моменты: вирусы, вредоносные программы и так далее. Буллинг в разном виде. Я читал про это страшные рассказы, как дети достают друг друга. Одна из вещей, которую мы старались добиться воспитанием, это самостоятельность мышления и возможность не обращать внимания на мнение другого человека. Но никогда не знаешь, как ребёнок будет реагировать на практике. А может случиться ситуация, при которой будет очень чувствительно, эмоционально, неприятно. Поэтому мы периодически об этом говорим в разных контекстах. Это ведь необязательно про социальные сети. Мы стараемся много говорить о том, что человек самостоятелен, и если кто-то тебя подкалывает или достаёт, это его проблема, а не твоя. Есть замечательный ролик на эту тему:
Как вы относитесь к программам родительского контроля?
Честно говоря, я против. И надеюсь, что мне не придётся их ставить, потому что я считаю, что это бессмысленно. Надо объяснять и рассказывать, иначе всё превратится в весёлую игру «давайте надурим родителей и обойдём запреты». Я принципиально не хочу запрещать.
Я пока даже потенциально не могу представить, на что мне надо ставить блок. Оружие, порно, наркотики? Это же отличный повод поговорить. Если такие темы блокировать, то интерес к этой теме может продолжиться в каком-то андеграунде, про который родители не знают. К тебе не пойдут за советом и мнением, зная, что это сразу будет заблокировано. Я допускаю ситуации, когда человек себя не очень контролирует и нужно вводить какое-то внешнее управление, но я пока надеюсь, что нормальный разговор лучше чем средства защиты.
Читаете ли вы целенаправленно издания или материалы о том, как современные технологии влияют на детей?
Специально нет, только то, что случайно попадается. Жена у меня больше читает. Но тем не менее, я, разумеется, в курсе того, что происходит в интернете, какие там тренды, в гаджетах тоже хорошо разбираюсь. Я не луддит и с интересом всегда смотрю на новые темы, интересуюсь, какие новые приложения появляются. Интересно и что делают дети, я стараюсь выяснить и погрузиться в то, что у них сейчас популярно. Когда сам перестаёшь узнавать новое, то становишься унылым старикашкой. В каких-то местах я тоже ретрограден, но я надеюсь, что в большинстве случаев я открыт всему новому.
Фото: Moscow Advanced Communications School + личный архив Дениса Каминского + unsplash.com