Продолжаем беседовать с родителями и обсуждать, как современные технологии помогают или мешают им растить детей. В этот раз своим опытом с нами поделился Марк Тульчинский — основатель My Town Games, студии разработки мобильных приложений, и папа восьмилетних близнецов, мальчика и девочки.
О создании детских приложений
Я живу в Израиле и много лет работаю в IT-индустрии (у меня степень бакалавра по направлению Arts in Computer Science), а также в сфере менеджмента и маркетинга. Я мог ночи напролёт изучать разные источники, информацию в поисках новых идей, потому что мне всегда хотелось создать что-то своё.
Когда я стал отцом, начал искать в интернете качественный контент для своих детей. Оказалось, что это задача не из простых — на иврите, нашем родном языке, его практически не было. Тогда я придумал детское приложение YouTube for Kids, где можно создать уникальный плейлист, собранный из популярного детского контента в каждой стране. Это был такой агрегатор. Содержимое, которое мы показывали пользователю, в разных странах было разным и зависело от того, какие местные телевизионные шоу, фильмы и другие программы в то время были лучшими.
Приложение за короткое время стало очень востребованным. Так я понял, что для меня в создании детских приложений есть большой потенциал, и решил основать свою студию. Конечно, в теории всё кажется намного проще, чем на практике. Основав свою компанию, мы стали прикладывать колоссальное количество усилий на генерацию идей, технические разработки. Почти весь доход с игры мы вкладывали в создание следующих приложений, поэтому больше года мы с партнёром не получали зарплату. Но я верен принципу «Всё или ничего!», поэтому никакие сложности нас не остановили.
Мы много наблюдаем за тем, как играют дети. Они обожают всё, что связано с воображением, любят придумывать истории, переодеваться в разных персонажей, наряжать кукол, играть с кукольными домиками, создавая разные сюжеты. Мы стараемся построить тот же самый воображаемый игровой мир, но только в цифровом виде. Дети могут получать те же эмоции и впечатления, что и от игры в куклы, когда они играют в приложения на смартфоне или планшете.
О своих онлайн-привычках и досуге с детьми
Перед экраном я провожу почти всё своё время, даже свободное от работы. Хотя в целом моя онлайн-активность почти всегда связана с работой: я играю в новые игры, изучаю тренды. Обожаю смотреть лекции TED и сериалы. Ещё я люблю книги, но читаю их не только в электронном виде — под рукой у меня всегда печатное издание. Последняя книга, которую я прочитал, — «21 урок для 21 века» Юваля Ноя Харари (автор бестселлеров «Sapiens. Краткая история человечества» и «Homo Deus. Краткая история завтрашнего дня» – прим. редакции). Очень рекомендую!
С детьми мы тоже вместе играем на компьютере или планшете. Но помимо этого, очень любим настольные игры, разные активности на свежем воздухе. Например, теннис или велосипед — наши любимые увлечения.
Современные технологии и родительство
Мне кажется, сейчас такое удивительное время, когда мы, родители, получили множество вариантов, как играть и интересно проводить время с детьми. Вижу нечто позитивное в том, что мои дети пользуются гаджетами и знакомятся с новыми технологиями. Думаю, что это в какой-то степени даёт им преимущества перед одноклассниками. Когда мы хотим подтянуть математику или углубиться в изучение английского, мы открываем приложение, которое я установил на айпад, или смотрим видео на YouTube. Это интересные и интерактивные занятия, которые увлекают детей. Так что взрослым не нужно сидеть рядом и заставлять их учиться. Но есть в современном digital-детстве и минус: дети очень быстро устают, потому что их всё время чем-то стимулируют. Им это может наскучить.
Мы в обязательном порядке рассказываем детям о принципах цифровой грамотности и правилах поведения онлайн. Считаю, что это наша обязанность как родителей. И нельзя забывать, что мы сами — ролевая модель для них. Поэтому когда мы все вместе собираемся за обеденным столом, мы с женой не пользуемся телефонами, подавая детям пример. Или когда ребёнок обращается ко мне с вопросом, я должен отложить свой телефон в сторону и сосредоточить всё внимание на ребёнке. Считаю, что рассказывать о правилах поведения в цифровом мире должны и дома, и в школе.
Дети и гаджеты
Свой первый смартфон дети получили только в этом году, когда им исполнилось 8. В основном он используется, когда они уходят гулять с друзьями или играют на улице. Дети всегда спрашивают разрешения, если хотят установить какие-нибудь программы. Обычно я разрешаю им устанавливать бесплатные приложения на айпад, потому что операционная система от Apple не позволяет скачать потенциально вредные программы.
Также у нас в семье есть несколько негласных правил:
- не смотреть телевизор и не играть в гаджеты утром перед школой;
- сначала домашние задания и обучающие занятия, потом всё остальное;
- дети ложатся спать в 8 часов вечера, но если они не хотят спать, то могут почитать книгу.
Про родительский контроль
Дети не пользуются соцсетями, только WhatsApp, чтобы быть на связи с семьёй и друзьями. И я всегда отслеживаю их активность — недавно для этого установил приложение, которое мониторит переписку и отслеживает местоположение по GPS. Я слежу, как мои дети общаются и ведут себя онлайн. Конечно, я не буду делать это всегда, но в ближайшие пару лет точно. Это необходимо для того, чтобы в случае некорректных высказываний или действий я мог им объяснить, почему так делать не стоит. Надо учить детей быть грамотными и воспитанными и в цифровом мире тоже.
По личному опыту могу сказать, что
Секрет гармоничного развития детей в современном цифровом мире — это баланс. И чтобы достичь его, мы как родители первыми должны показывать пример. Если хотите, чтобы ваши дети меньше смотрели телевизор и играли на планшете, дайте им альтернативу и играйте с ними сами. Оставляете детей на целый день в компании гаджетов? Тогда потом не жалуйтесь на то, что они стали слишком ленивыми, чтобы увлекаться другими занятиями. Контролируйте, чем занимаются ваши дети, и всегда старайтесь найти время для общения с ними.
Фото: личный архив